Идеология Института

Определение естественной монополии

 
Опыт практической работы по научному решению проблем государственных монополий и инфраструктурных компаний позволил Институту выработать собственный подход по определению понятия «естественная монополия», частично отличающийся от определения в нормативном правовом поле и подходов разных экономических школ.
 
По нашему мнению, естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера экономической деятельности, где конкуренция:
 
 
Эти три ограничения мы называем границами рынка — экономическими, технологическими и общественными, соответственно.
 
Принцип экономических границ рынка (экономическая неэффективность) соответствует классическому представлению о естественной монополии, где суммарные издержки нескольких компаний всегда будут выше, чем издержки одной единственной компании. В таком строго теоретическом подходе экономические границы рынка очерчивают лишь инфраструктуру. Именно такой подход заложил основы либерализации естественных монополий и именно такой строго теоретический подход, не учитывающий реалий, заложил основы многочисленных проблем реформирования естественных монополий.
 
Поэтому мы ввели понятие технологических границ рынка. Основная причина искажения строгой экономической теории — это конфликт рынка и технологии в инфраструктурных отраслях. Часто законы конкуренции идут вразрез с максимизацией эффективности технологического процесса. В каждой инфраструктурной отрасли технологические границы рынка выделяются по-разному в силу индивидуальных технологических особенностей. Но именно идентификация технологических границ рынка позволяет ответить на вопрос: должно ли прямое государственное регулирование ограничиваться инфраструктурным сегментом или границы свободного рынка должны быть значительно сужены.
 
Примеры в электроэнергетике:
 
 
Свои примеры технологических ограничений есть и в железнодорожном транспорте:
 
 
Технологические ограничения сохраняют монополию на рынке, не стимулируют предприятия к повышению эффективности и снижению цен. В результате потеря эффекта от масштаба, которая неизбежно происходит в процессе реформирования монополии, никогда не компенсируется повышением эффективности управления компаниями частными собственниками.
 
Совокупность экономических и технологических границ рынка очерчивает объективные границы естественных монополий. Однако существуют смежные сферы, где государство посчитало необходимым ограничить конкуренцию и сохранить естественно-монопольную организацию экономических отношений в силу других причин — общественной полезности и стратегической значимости для государства. Такие сферы назовем субъективными. Они очерчиваются общественными границами.
 
Продукция естественных монополий есть в затратах всех предприятий и домохозяйств. До тех пор, пока конкурентоспособность отечественной продукции будет определяться не технологическим и качественным превосходством, а низкой ценой, стратегическая задача государства состоит в минимизации стоимости услуг естественных монополий. Возможно, когда наша страна пройдет этап модернизации и достигнет уровня развитых стран, можно будет говорить о псевдоконкуренции на рынках естественных монополий.
 
Другой пример общественных границ — вопрос о разделении Газпрома. Целью разделения и либерализации рынка газа может являться, например, образование внутреннего конкурентного рынка с большим числом участников в надежде, что это приведет к повышению эффективности газовой отрасли. Целью сохранения естественно-монопольной структуры является, прежде всего, борьба за зарубежные оптовые рынки сбыта газа, сопровождающаяся попытками вхождения на розничные рынки газа и электроэнергии (экспансия на внешние рынки путем развития вертикальной интеграции).
 
Другими словами, необходимо определиться между двумя стратегическими направлениями:
 
 
Эти два подхода иллюстрируют примеры Великобритании и Франции. Великобритания провела реформирование и на рынках инфраструктурных отраслей действует много частных компаний. Франция, наоборот, сохранила государственные монополии и занимается экспансией на рынки других стран, в том числе Великобритании. Если судить по результату, то цены на услуги естественных монополий во Франции — одни из самых низких в ЕС, а в Великобритании, наоборот, одни из самых высоких.
 
К сожалению, это правило справедливо и для России — чем выше уровень либерализации рынка, тем выше цена на услуги естественных монополий в сравнении с мировым уровнем. Первой из естественных монополий России была реформирована электроэнергетика и уже к окончанию переходного периода цены на электроэнергию достигли мирового уровня. С реформированием железнодорожного транспорта средние цены на грузовые железнодорожные перевозки уже превзошли уровень США. Внутренние цены на газ пока остаются намного ниже мировых и это объясняется тем, что газовая отрасль меньше всего подвергалась реформированию и либерализации.