Реформирование естественных монополий России

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Под общ. ред. Ю.З. Саакяна
Москва: ИПЕМ, 2010. – 372 с.

Книга представляет собой комплексное исследование реформирования естественных монополий России. Она вобрала в себя результаты анализа хода и результатов реформирования естественно-монопольных отраслей России, проведенного специалистами Института. Работа является логичным продолжением монографии «Естественные монополии России» (2007), в которой авторский коллектив провел комплексное исследование данного сектора экономики. Объектами обоих исследований выбраны электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая отрасль, а также нефтетрубопроводный транспорт. Подобные процессы в той или иной степени имеют место практически во всех странах мира. Реструктуризация монополий и либерализация их рынков, характерна и для текущего состояния России. Однако, общего подхода к этому процессу в нашей стране нет. Сегодня три инфраструктурные монополии России — электроэнергетика, газовая отрасль и железнодорожный транспорт — олицетворяют собой три принципиально разных подхода к организации экономических отношений в естественно-монопольных секторах, которые сложились в мировой практике.

Оглавление

Раздел 1. Общие вопросы реформирования естественных монополий

Глава 1.1. Предпосылки, цели и задачи реформирования

Глава 1.2. Модели и методы реформирования

Раздел 2. Международный опыт реформирования естественных монополий

Глава 2.1. Свободный рынок

2.1.1. США
2.1.2. Великобритания
 
Глава 2.2. Частичная либерализация
 
2.2.1. Германия
 
Глава 2.3. Консервативная модернизация
 
2.3.1. Франция
 
Глава 2.4. Причины различий в подходах и результатах: возможность применения международного опыта в России

Раздел 3. Реформирование государственной «неестественной монополии» (на примере угольной отрасли)

Глава 3.1. Предпосылки реформирования

Глава 3.2. Цели, задачи и ход реформирования

3.2.1. Первый этап реструктуризации: 1992—1996 гг.
3.2.2. Второй этап реструктуризации: 1996—1997 гг.
3.2.3. Третий этап реструктуризации: 1997—1998 гг.
3.2.4. Четвертый этап реструктуризации: с 1998 года по текущий день
 
Глава 3.3. Итоги реформирования
 
Глава 3.4. Опыт реструктуризации угольной отрасли и последующие реформы

Раздел 4. Реформа российской электроэнергетики — от государственной монополии к свободному рынку

Глава 4.1. Суть реформы
 
4.1.1. Модель реформирования
4.1.2. Структура отрасли и рынка до преобразований
4.1.3. Структура отрасли после преобразований
 
Глава 4.2. Анализ итогов реформирования по принципу «цель — результат»
 
4.2.1. Целеполагание в реформировании
4.2.2. Реализация задач реформирования
4.2.3. Реализация целей
 
Глава 4.3. Анализ первых итогов реформирования для компаний электроэнергетики, потребителей и государства: баланс интересов
 
4.3.1. Результаты реформы для населения
4.3.2. Результаты реформы для промышленности и государства: цены, инвестиции и вводы генерирующих мощностей
4.3.3. Результаты реформы для промышленности и государства: эффективность в электроэнергетике
4.3.4. Кто же выиграл от реформы?

Раздел 5. Реформа железнодорожного транспорта: итоги и перспективы

Глава 5.1. Предпосылки и план реформирования
 
5.1.1. Предпосылки реформы
5.1.2. Планирование реформ в сфере грузовых перевозок
5.1.3. Планирование реформ в сфере пассажирских перевозок
 
Глава 5.2. Проблемы развития конкуренции на железнодорожном транспорте
 
5.2.1. Модели конкуренции на железнодорожном транспорте
5.2.2. Влияние конкуренции на себестоимость перевозок в странах с вертикальной интеграцией
5.2.3. Выбор оптимальной модели конкуренции для России
5.2.4. Оценка влияния конкуренции на рынке между перевозчиками на себестоимость железнодорожных перевозок в России
5.2.5. Оценка целесообразности конкуренции на параллельных ходах
5.2.6. Оценка целесообразности развития географической конкуренции
5.2.7. Выводы о целесообразности развития конкуренции в условиях России
 
Глава 5.3. Результаты и дальнейшие направления реформирования
 
5.3.1. Изменение системы управления и государственного регулирования
5.3.2. Реформирование в сфере грузовых перевозок
5.3.3. Реформирование в сфере пассажирских перевозок
5.3.4. Развитие нормативно-правовой базы
5.3.5. Инвестиционная среда в отрасли

Раздел 6. Структурные преобразования в нефтегазовом комплексе

Глава 6.1. Опыт структурных преобразований в нефтяной отрасли
 
6.1.1. Время разгосударствления: 1990-е годы
6.1.2. Смена парадигмы развития: 2000-е годы
6.1.3. Транснефть и Транснефтепродукт
 
Глава 6.2. Преобразования в газовой отрасли в 1990—2000-х годах
 
6.2.1. Основные направления структурных преобразований в 1990-е годы
6.2.2. Вопрос о разделении ОАО «Газпром»
6.2.3. Реформа ценообразования на газ
 
Глава 6.3. Оценка целесообразности реформированиягазовой отрасли России
 
6.3.1. Целесообразность выделения инфраструктуры
6.3.2. Рентабельность
6.3.3. Эффективность управления

Раздел 7. Конкуренция и монополия в инфраструктурном секторе экономики России

Глава 7.1. Несовершенство рыночных отношений в инфраструктурном секторе
 
7.1.1. Миф о конкуренции №1: недискриминационный доступ к инфраструктуре
7.1.2. Миф о конкуренции №2: инфраструктурная монополия обязательно должна приносить прибыль
7.1.3. Миф о конкуренции №3: каждый вид деятельности естественных монополий должен иметь одинаковую доходность или «перекрестное субсидирование — это плохо»
7.1.4. Миф о конкуренции №4: конкуренция в инфраструктурных отраслях обеспечивает баланс спроса и предложения
 
Глава7.2. Конкуренция в естественно-монопольном секторе в условиях прямого государственного регулирования
 
7.2.1. Международная конкуренция
7.2.2. Межвидовая конкуренция
7.2.3. «Компромисс с государством»
 
Глава 7.3. Границы конкуренции и монополии в инфраструктурных отраслях
 
7.3.1. Экономические границы рынка
7.3.2. Технологические границы рынка
7.3.3. Социальные (общественные) границы рынка
7.3.4. Стратегические границы рынка
7.3.5. Эволюционный принцип
7.3.6. Идентификация границ рынка как методология государственного регулирования естественных монополий

Раздел 8. Инфраструктурные монополии в политике государства

Глава 8.1. Тариф инфраструктурных монополий как инструмент регулирования в экономике
 
8.1.1. Уровень тарифа и эффективность
8.1.2. Распределение прибыли внутри экономики
8.1.3. Внутренний тариф и мировая конкурентоспособность национальной экономики
 
Глава 8.2. Управление спросом инфраструктурных компаний
 
Глава 8.3. Инновационная политика инфраструктурных компаний
 
Глава 8.4. Баланс интересов инфраструктурных монополий и их потребителей при формировании государственной политики

 

По вопросам приобретения книги обращайтесь по телефону +7 (495) 690-14-26 или по электронной почте ipem@ipem.ru.