№ 3 (51) август

Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 

Содержание номера:

Тарас Спивак: «НИОКРы являются значительной статьей расходов ГК КСК»
В июне этого года Правительство РФ утвердило Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2024 года и на период 2035 года. Согласно документу одним из приоритетных направлений для транспортного машиностроения является расширение производства высокотехнологичных комплектующих на территории России. О состоянии и перспективах развития одного из основных игроков данного сегмента – группы компаний «Ключевые Системы и Компоненты» (ГК КСК) – в интервью «Технике железных дорог» рассказал ее генеральный директор Тарас Спивак. (Доступно в pdf версии)
 
Маневровые локомотивы ТМХ для роста промышленности и бизнеса
Маневровая тяга – порой незаметный, но важнейший элемент железнодорожных перевозок. Обеспечивая вывоз грузов и эффективную сортировочную работу в самых тяжелых условиях, маневровые тепловозы являются «стартером», запускающим в движение экономические процессы. Особенно такое сравнение актуально для России и других стран, где железнодорожный транспорт занимает значительную долю в общей структуре перевозок грузов. АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) всегда ставит своей целью предоставить для партнеров современный высокоэффективный подвижной состав, и предлагаемые холдингом маневровые тепловозы не являются исключением: флагманские ТЭМ18ДМ и ТЭМ28 созданы для того, чтобы максимально эффективно содействовать росту грузоперевозок и промышленных производств в любом уголке мира. (Доступно в pdf версии)
 
Тепловоз ТЭМ10: точный ответ на запросы рынка
Сегодня на железнодорожном полигоне ВНИКТИ завершает испытания флагманский локомотив новой серии маневрово-вывозных тепловозов холдинга «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) – ТЭМ10. Простота эксплуатации и высокая экономическая эффективность техники подтверждена промежуточными результатами процедур, предшествующих сертификации и допуску на сеть. ТЭМ10 не имеет аналогов на рынке: машина способна проходить кривые с минимальным радиусом 40 м. К тепловозу уже проявляют большой интерес заказчики как на пространстве 1520, так и в странах дальнего зарубежья. (Доступно в pdf версии)
 
С. А. Белов, И.А. Скок
Skoda Transportation: обзор состояния и перспектив
В 2020 году работа Skoda Transportation на российском рынке получила новый импульс: с расчетом на контракты в сфере городского транспорта совместное предприятие с чешским производителем создало АО «Группа Синара». Анализ деятельности Skoda Transportation последних лет показывает, что ключевыми сегментами для компании сегодня являются производство трамваев и электропоездов. Однако растущая конкуренция и предстоящее изменение структуры мирового железнодорожного машиностроения, вызванное сделкой Alstom и Bombardier Transportation, ставит под вопрос позиции Skoda Transportation даже на традиционном для компании рынке Восточной Европы. (Доступно в печатной версии)
 
М.Р. Нигматулин
Промышленность России: итоги II квартала 2020 года
Пандемия коронавируса и связанный с ней глобальный режим ограничительных мер, а также стремительное падение спроса и цен на энергоресурсы вызвали обвальный спад российской промышленности. Но, несмотря на общую негативную картину, текущий кризис по-разному отразился на отдельных ее секторах. Так, рекордное падение продемонстрировал добывающий сектор. Однако в ряде отраслей обрабатывающей промышленности, в большей степени ориентированных на потребительский и промежуточный спрос, наблюдается положительная динамика. Таким образом, основным ресурсом для восстановления в сложившихся условиях остается внутреннее потребление. (Доступно в печатной версии)
 
В.Н. Леш, К.К. Эпштейн, Л.В. Кузнецов
Повышение эффективности разработки новых продуктов при контрактах жизненного цикла: предложения СТМ
Переход на контракты жизненного цикла (КЖЦ) определен в ОАО «РЖД» как одно из ключевых направлений повышения уровня взаимодействия «заказчик – поставщик», которое прямо влияет на эффективность перевозок. Поскольку основным инструментом КЖЦ являются информационные системы, холдинг проводит активную работу по внедрению цифровизации управления жизненным циклом изделий. Соответствующая работа ведется и в СТМ, в структуре заказов который на поставки в адрес ОАО «РЖД» приходится в среднем 75-80% в год. Одним из определяющих факторов для эффективности реализации КЖЦ и перспектив технического обновления подвижного состава на железных дорогах России будет принятая ОАО «РЖД» и производителями система взаимодействия при разработке новой продукции. (Доступно в печатной версии)
 
С.А. Агеев
Перспективы применения решений на основе суперконденсаторов в железнодорожном транспорте
В эпоху стремительного распространения электротранспорта и возрастающего спроса на эффективные накопители энергии второе дыхание приобретает технология, зарекомендовавшая себя десятилетиями посредством НИОКР и практического применения. Речь идет о суперконденсаторах (СК), способных обеспечить устройство (в том числе автономное) током большой мощности. Работы в данном направлении ведет ТЭЭМП (входит в АО «Ротек»): компания разработала конструктивно новый тип ячейки СК, имеющий потенциал к применению на железнодорожном транспорте. Создание гибридных маневровых тепловозов с применением суперконденсаторов в ОАО «РЖД» определено как одно из перспективных направлений развития подвижного состава. (Доступно в печатной версии)
 
А.С. Гультяев, Е.А. Мордовин
Особенности модернизации вагонов для Софийского метрополитена
В первом квартале 2020 года АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) завершило капитальный ремонт и модернизацию вагонов серии 81-717.4/714.4, эксплуатируемых в Софийском метрополитене. Проект модернизации был разработан в ООО «ТМХ Инжиниринг» и реализован на площадке АО «Метровагонмаш» (МВМ, входит в состав ТМХ). Основной задачей проекта является улучшение эксплуатационных показателей, потребительских и технико-экономических параметров, а также повышение безопасности движения метропоездов. Модернизация вагонов при проведении капитального ремонта позволила осуществить обновление парка современным подвижным составом с продлением срока службы на 15 лет. (Доступно в печатной версии)
 
А.М. Орлова, С.С. Гаврилов, Е.Ю. Семенов
Физический смысл и способы установления назначенного срока службы (назначенного ресурса) и предельных состояний для составных частей грузовых вагонов
Для составных частей грузовых вагонов в настоящее время отсутствует единый подход к заданию основных показателей безопасности – назначенного срока службы и/или назначенного ресурса (НСС/НР), предельных состояний. При этом требования технического регламента ТР ТС 001/2011 [1] о способе их установления и методах подтверждения не всегда отражены в поддерживающих стандартах. Такая ситуация связана с отсутствием понимания физического смысла этих показателей, а также с противоречивыми подходами к установлению показателей. На примере чистовой оси колесной пары был проведен комплексный анализ нормативных документов и предложен подход, позволяющий установить как предельные состояния, так и назначенные показатели (НСС/НР) для составных частей подвижного состава. (Доступно в печатной версии)
 
В.В. Кобылянский
Коэффициент энергетической эффективности – новый показатель для оценки локомотива в условиях контракта жизненного цикла
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и выполнение целевых показателей по их расходу являются одними из главных задач Стратегии развития ОАО «РЖД», Долгосрочной программы развития компании до 2025 года и Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности холдинга. При поставках новых локомотивов на условиях контракта жизненного цикла (КЖЦ) потребовалось определить, какой именно показатель следует использовать для оценки энергоэффективности данного вида подвижного состава. В ПКБ ЦТ был разработан и предложен для практического применения коэффициент энергетической эффективности локомотива. (Доступно в печатной версии)
 
В.А. Карпычев, С.Г. Чуев, С.В. Беспалько, А.Б. Болотина
Обоснование скорости нарастания давления в тормозных цилиндрах грузовых вагонов из условий уменьшения продольных динамических усилий
Для улучшения динамики управления поездом и повышения безопасности его движения специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ и РУТ (МИИТ) были проведены исследования и выработаны рекомендации по обоснованию параметров тормозной системы при торможении из условий минимизации продольных нагрузок в составе грузового поезда. В были представлены результаты исследований по обоснованию статических параметров воздухораспределителя –максимальных давлений в тормозных цилиндрах (ТЦ) на порожнем и среднем режиме торможения. В данной статье рассмотрены динамические параметры – скорости нарастания давления в ТЦ при торможении из условий минимизации продольных осевых нагрузок в составе. (Доступно в печатной версии)
 
Статистика
Статистические показатели, представленные в настоящем разделе, основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
 
Общее собрание членов НП «ОПЖТ»
9 июля в режиме видеоконференции состоялось Общее собрание членов НП «ОПЖТ» под председательством президента Партнерства Валентина Гапановича. В мероприятии приняли участие члены объединения, представители Минпромторга России и Союза машиностроителей России, главные инженеры ОАО «РЖД», АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) и ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД). (Доступно в pdf версии)
 
Предложения по совершенствованию закупочных процедур в интересах российских машиностроителей
22 июля Госдума РФ во втором и третьем чтениях приняла поправки к двум федеральным законам – «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), действие которых нацелено на модернизацию системы госзакупок и закупок компаний с государственным участием. Принятию законопроектов предшествовали дискуссии в общественных и отраслевых организациях. Так, 14 июля на площадке Союза машиностроителей России в онлайн-формате прошло межотраслевое заседание «Формирование системы квотирования закупок отечественных товаров в отдельных отраслях промышленности». (Доступно в pdf версии)
 
Объединение вагоностроителей: итоги и перспективы
На прошедшем 23 июля годовом общем собрании Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) были рассмотрены основные итоги деятельности организации в 2019 году и перспективы отрасли, а также избраны новый президент и состав Наблюдательного совета. (Доступно в pdf версии)
 
А.А. Смыков
Стандартизация на железнодорожном транспорте: фактор инновационного развития
Производство современной, отвечающей требованиям времени железнодорожной техники невозможно без актуальной нормативно-технической базы. В основе разрабатываемой конструкторской и эксплуатационной документации лежат стандарты. В 2019 году в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» были разработаны и утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 33 стандарта: 21 межгосударственный, 9 национальных и 3 предварительных национальных. Все утвержденные стандарты в той или иной степени будут оказывать значительное влияние на развитие железнодорожной отрасли, поскольку содержат в себе новые технологические решения и требования, способствующие внедрению инноваций при проектировании нового подвижного состава (ПС), а также элементов инфраструктуры железных дорог. (Доступно в pdf версии)