№ 1 (53) февраль

Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 

Содержание номера:

Ольга Ускова: «РЖД может стать законодателем мод в сфере беспилотных систем на мировом уровне»
Автоматизация управления подвижным составом – одно из ключевых направлений перспективного развития рельсового транспорта. В то же время, как любая новая технология, она сталкивается со множеством вопросов касаемо возможностей полноценной замены человека, требований к инфраструктуре, экономических и юридических нюансов. С 2019 года российский разработчик систем автономного управления Cognitive Pilot проводит совместно с ОАО «РЖД» испытания по автоматизации движения маневровых тепловозов ЧМЭ3. Генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова в интервью «Технике железных дорог» рассказала о технических особенностях систем, перспективах мирового рынка, а также поделилась подробностями текущих проектов компании в сфере рельсового транспорта. (Доступно в pdf версии)
 
Уровень автоматизации GoA4: перспективы на железных дорогах России и мира
В 2019 году на салоне «PRO//Движение.Экспо» был продемонстрирован электропоезд «Ласточка» с высокой степенью автоматизации управления. Внедрение технологии движения на самых высоких уровнях «беспилотности» – GoA3 и GoA4 – запланировано на Московском центральном кольце (МЦК) в ближайшие годы. В то же время единственный железнодорожный проект в мире с уровнем автоматизации GoA4 на данный момент реализован только при перевозках руды на северо-западе Австралии: вдали от людей, с практически идеальным профилем пути и задачей маршрутной отправки от рудника до порта и обратно. Взглядом на востребованность технологий GoA4 в России и ЕС, вызовы внедрения и перспективы их распространения с «Техникой железных дорог» поделились представители ОАО «РЖД», отраслевых объединений и экспертного сообщества.  (Доступно в pdf версии)
 
Полет «Орлана»: от задач внутренней мобильности до технологического лидерства на мировом рынке
Масштабы России предполагают наличие большой разветвленной сети железных дорог. Значительная часть сети является малодеятельной, но служит для выполнения важнейшей социальной функции – обеспечения мобильности жителей удаленных населенных пунктов, к которым зачастую не подходит даже автодорога с твердым покрытием. Понимая эту стоящую перед перевозчиками задачу и потребность в комфортном и эффективном подвижном составе, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) с 2019 года серийно выпускает рельсовые автобусы РА-3 «Орлан». Новый подвижной состав уже активно поступает на сеть железных дорог России, при этом производитель продолжает его совершенствовать, в том числе ведя работу над уникальной модификацией на водородной тяге и отвечая, таким образом, на климатические вызовы, стоящие перед страной. (Доступно в pdf версии)
 
Стандарты IRIS и ISO/TS 22163: значение для отрасли
Одним из ключевых факторов, позволяющих развивать бизнес и производство, является наличие в организации эффективной системы менеджмента качества. Предприятиям, выпускающим подвижной состав и комплектующие, в данном направлении призваны содействовать стандарты IRIS и ISO/TS 22163. Руководители НП «ОПЖТ», сертифицирующих организаций и производителей рассказали «Технике железных дорог» о работе в части повышения качества продукции, взаимодействия с поставщиками и о перспективных нововведениях в сфере международных стандартов управления качеством.  (Доступно в pdf версии)
 
А.И. Александров, А.А. Сурай, В.И. Репин
О вызовах перед внедрением системы «цифровой грузовой вагон» на сети ОАО «РЖД»
Современные тенденции развития российского грузового вагоностроения, наряду с созданием ускоренных контейнерных поездов постоянного формирования с использованием сварных тележек грузовых вагонов пассажирского типа и многоуровневых крытых грузовых вагонов («Палетный экспресс»), требуют прорывных решений и в области «Интернета вещей» (IoT) для инфраструктуры железнодорожного транспорта. Одним из таковых является создание и внедрение элемента цифровизации железной дороги – системы «цифровой грузовой вагон». Она соответствует национальным приоритетам в вагоностроении, а также одобрена ОАО «РЖД» в рамках перспективного развития грузового подвижного состава. В то же время перед масштабной цифровизацией грузовых вагонов необходимо ответить на ряд вызовов в части оборудования, экономики и подтверждения соответствия заявляемым характеристикам и требованиям безопасности.  (Доступно в печатной версии)
 
М.Р. Нигматулин
Промышленность России: итоги 2020 года
Главными факторами, оказавшими негативное воздействие на промышленность мира и России в 2020 году, стали глобальная пандемия коронавируса и связанный с ней экономический кризис. Наибольшее падение продемонстрировали высокотехнологичный и добывающий секторы. Но негативная динамика свойственна не всем секторам промышленности. В ряде отраслей обрабатывающей промышленности, в большей степени ориентированных на потребительский и промежуточный спрос, отмечается положительная динамика. При этом фиксируется восстановление внешнего спроса на российскую продукцию, о чем сигнализирует существенное улучшение ценовой конъюнктуры на внешних рынках в конце прошлого года.  (Доступно в печатной версии)
 
П.Е. Мащенко, К.В. Шутилов
Анализ сенсоров систем технического зрения для нужд промышленного железнодорожного транспорта
П.Е. Мащенко, К.В. Шутилов Анализ сенсоров систем технического зрения для нужд промышленного железнодорожного транспорта Сегодня после нескольких лет безуспешных попыток масштабирования беспилотных технологий в автотранспорте инвесторы начинают обращать внимание на другие отрасли, где также существует потенциал внедрения автопилота, но имеется меньший срок реализации проектов и более короткие периоды окупаемости. Таковым является железнодорожный транспорт. Однако для эффективной и безопасной эксплуатации автоматизированного локомотива возможности его технического оснащения должны превосходить возможности машинистов. В первую очередь локомотивы должны видеть в темноте, в различных погодных условиях, определять препятствия и путь предполагаемого движения. Для решения указанной задачи и в рамках разработки собственного продукта технического зрения ЛТС (входит в группу «Трансмашхолдинг») провела системный анализ доступных на рынке сенсоров с целью определения наиболее оптимального их набора для автоматизации работы локомотивов. (Доступно в печатной версии)
 
Е. В. Бандукин
Нюансы выбора накопителя энергии для рельсового подвижного состава
Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в России, расходуя около 5% всей вырабатываемой электроэнергии и около 11% дизельного топлива в стране. С учетом дальнейшего роста грузоперевозок ожидается, что к 2025 году потребление электроэнергии железнодорожным транспортом может возрасти на 22%, а объем потребляемого топлива – на 30% по сравнению с 2018 годом. Одновременное наличие государственной политики в области экологического развития диктует необходимость внедрения энергосберегающих и экологичных технологий. Одной из таких являются системы накопления энергии, помогающие эффективнее использовать энергоресурсы, сократить затраты и сделать транспорт более экологически чистым. (Доступно в печатной версии)
 
А.М. Фефелов
Экономика перехода на литий-ионные аккумуляторы в системах оперативного постоянного тока
ОАО «РЖД» планирует до 2030 года произвести реконструкцию более 700 тяговых подстанций, в том числе в части переоснащения систем оперативного постоянного тока (СОПТ). В качестве одного из вариантов реализации данной задачи ООО «РЭНЕРА» (входит в АО «ТВЭЛ», в контуре ГК «Росатом») предлагает рассмотреть возможность использовать технологию накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах (ЛИА). Предполагается, что применение такого решения позволит значительно улучшить эксплуатационные и экономические показатели тяговых подстанций. (Доступно в печатной версии)
 
А.А. Никитченко, Д.В. Шевченко
Давление от силы тяжести насыпного груза на стенки кузова грузового вагона
Российская Федерация обладает высоким ресурсным потенциалом, следствием чего является сохранение большого объема перевозок железнодорожным транспортом при любой экономической ситуации. Особую роль в перевозочном процессе играют вагоны для сыпучих грузов: зерна, угля, минеральных удобрений и пр. Нагрузка, которая во многом определяет параметры таких вагонов, – давление распора сыпучего груза. Значение именно этой нагрузки напрямую влияет на количество и сечение стоек боковых стен, поперечных балок, толщину стенок кузова и другие ключевые параметры вагона, например такие, как масса тары и грузоподъемность. Правильное определение этой нагрузки позволит создавать грузовые вагоны с улучшенными технико-экономическими параметрами, обладающими при этом высокой прочностью и надежностью.(Доступно в печатной версии)
 
И.А. Скок, А.Д. Кирьянов
Железнодорожное машиностроение России в 2020 году: на пороге новых вызовов
В прошедшем году закончился длившийся четыре года рост отрасли: в связи с пандемией коронавируса, падением погрузки и рядом других факторов сократились и объемы выпуска, и выручка. Совместная работа государства, перевозчиков и производителей по сохранению заказов позволила избежать существенного снижения объема производства, однако настоящим вызовом станет 2021 год. Российским производителям целесообразно усилить работу на мировом рынке. Ведь с точки зрения качества и показателей продукции, техоснащенности производств и обеспеченности государственной поддержкой машиностроители готовы к такому шагу гораздо лучше, чем в предыдущие годы.(Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения – IV квартал 2020
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
 
Транспортная неделя-2020
С 18 по 20 ноября 2020 года при поддержке Правительства РФ в Москве прошли XIV международный форум и выставка «Транспорт России». Деловая часть была организована в смешанном онлайн- и офлайн-формате. В пленарной дискуссии, отраслевых конференциях и конгрессах приняли участие 1 139 человек, а посмотрели – 25 574 онлайн-зрителя. Всего в рамках форума прошло более 20 деловых сессий, в ходе которых выступили 350 спикеров. Работу форума и выставки освещали 380 журналистов более чем из 180 СМИ. (Доступно в pdf версии)
 
Реализация проектов ГЧП на общественном транспорте: программа повышения квалификации
В ноябре-декабре 2020 года прошла масштабная программа повышения квалификации по аспектам развития систем городского транспорта. Курс был организован компанией Hyperion при поддержке РАНХиГС, Минтранса России, ООО «Синара – Городские транспортные решения» («Синара-ГТР») и др. Программа собрала 52 участника, разделившихся на 10 команд и смоделировавших 11 концессионных проектов в сфере трамваев и троллейбусов с общей потребностью в инвестициях на уровне более 100 млрд руб. (Доступно в pdf версии)
 
Железнодорожное машиностроение России: перспективы спроса
27 января в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол, посвященный развитию сферы производства железнодорожного подвижного состава в России. Мероприятие прошло под председательством члена Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Игоря Панченко, докладчиками выступили представители сената, Минпромторга и Минэкономразвития России, Росжелдора, ЕЭК, ОАО «РЖД», производителей железнодорожной техники и научного сообщества. (Доступно в pdf версии)
 
Е.В. Марьевская
Главный по цистернам: история завода «Рузхиммаш»
В 1950-е годы химическая промышленность СССР катастрофически отставала от зарубежных стран. Однако большие запасы нефти и сильная позиция страны на мировом нефтяном рынке естественным образом привели руководство государства к пониманию необходимости развития нефтехимии и производства соответствующего оборудования. 7 мая 1958 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства». Наличие в Мордовской АССР разветвленного железнодорожного узла, который связывает город Рузаевка как с основным поставщиком металла – Уралом, так и с потребителями готовой продукции, а также близость высоковольтной ЛЭП Куйбышевской ГЭС сыграли в 1958 году главную роль в решении правительства построить в этом месте завод для производства химического оборудования. В 2021 году АО «Рузаевский завод химического машиностроения» («Рузхиммаш», входит в ООО «УК РМ Рейл») отмечает 60-летний юбилей.  (Доступно в pdf версии)