№ 1 (29) февраль



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
 
В номер вошли следующие материалы:
 
ВРК-2: «Рыночная ситуация требует принятия комплексных мер по повышению конкурентоспособности»
Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, сказывается на всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Для вагоноремонтных компаний она усугубляется еще и падением доходов операторов, что влечет за собой необходимость снижения цен на услуги по ремонту. Фактор выживания любого бизнеса в текущих условиях – нетривиальные решения и их эффективное воплощение. О планах на текущий год, принимаемых решениях, а также перспективах вагоноремотных предприятий – в интервью с Михаилом Сапетовым, генеральным директором ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). (Доступно в pdf)
 
Мнение
В свои колонках эксперты номера рассмотрели перспективы российского трамвайного сектора со всех сторон: Александр Гнатюк (Усть-Катавский вагоностроительный завод) – с точки зрения производителя, а Артем Михайлов (Горэлектротранс, Санкт-Петербург) – с точки зрения эксплуатанта. (Доступно в pdf)  
 
Е. Н. Рудаков
Российская промышленность в 2008-2014 годах: от кризиса до?..
По заданию Минпромторга России в 2008-2009 годах Институт проблем естественных монополий разработал альтернативные промышленные индексы, а также предложил ряд показателей, ранее не применявшихся широко для макроэкономического анализа. В текущей непростой экономической ситуации можно использовать 6-летний опыт наблюдений за развитием промышленности для взвешенной оценки текущего состояния и ближайших перспектив. В аналитической статье рассмотрены итоги 2014 года, какие уроки можно извлечь из кризиса 2008-2009 годов. Затрагивается история посткризисного восстановления, а также последние тенденции и взгляд в будущее. (Доступно в печатной версии)
 
В. Б. Савчук, А. А. Поликарпов, И. А. Скок
Состояние трамвайной системы в России
В статье представлена ситуация, сложившаяся в трамвайном секторе в городах России, освещены современные мировые тенденции в области трамваестроения, состояние трамвайных систем в нашей стране. Проанализированы последствия недофинансирования и снижения спроса на данный подвижной состав. (Доступно в печатной версии)
 
И. В. Сиротенко
О результатах сравнительных испытаний маневровых тепловозов ТЭМ14 и ТЭМ18В
Группа новых тепловозов – маневрово-вывозных ТЭМ14, и маневровых ТЭМ18В – проходила сравнительные эксплуатационные испытания с августа 2013 по апрель 2014 года. В испытаниях был поставлен широкий круг вопросов: требовалось оценить расходы топлива, экологические показатели выбрасываемых в атмосферу отработанных газов, затраты времени на неплановые ремонты. Рассмотрены характеристики удельного расхода топлива, раcпределения времени работы по режимам при выполнении тепловозами маневровой и вывозной работ. (Доступно в печатной версии)
 
Д. Л. Мерсон, А. Ю. Виноградов, М. Л. Линдеров, М. А. Афанасьев, А. В. Сухов
Сопротивление стали 20ГЛ боковых рам тележек грузовых вагонов усталости при низких температурах
Хорошо известно, что после 2005 года резко возросла аварийность на железнодорожном транспорте, связанная с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов, изготовленных из стали 20ГЛ. В абсолютном большинстве таких случаев разрушение происходило, во-первых, в районе радиуса R55, во-вторых, в зимнее время и, в-третьих, носило усталостный характер. Анализ литературных источников показал, что в свободном доступе отсутствуют результаты исследований усталостных свойств стали 20ГЛ даже при комнатной температуре, не говоря уже о низких температурах. В связи с этим представляет большой практический и научный интерес сравнение характеристик сопротивления усталости стали 20ГЛ различных производителей боковых рам при комнатной и низких температурах. (Доступно в печатной версии)
 
С.В. Тяпаев
Анализ основных причин отказов буксовых подшипников, эксплуатируемых в климатических и геополитических условиях России
(Продолжение статьи. Начало – в №4 (28)). В данной статье описаны основные причины отказов буксовых подшипников, вызванные технологическими нарушениями при формировании колесных пар вагонов и изготовлении колец подшипников. Описаны организационные и технические мероприятия позволяющие уменьшить отказы буксовых подшипников. Внедрение сплошного неразрушающего контроля колец буксовых подшипников позволяет увеличить ресурс работы буксовых подшипников. (Доступно в печатной версии)
 
С. М. Каплунов, Н. Г. Вальес, С. И. Дубинский, А. В. Самолысов
Комбинационный подход при моделировании аэродинамики скоростных железнодорожных составов 
В настоящее время важным направлением в мире является реализация значительного увеличения скоростей железнодорожного транспорта, то есть существенного повышения оперативности или скорости грузопассажирских потоков, поэтому одной из основных задач в этом направлении стало моделирование и оценка аэродинамических нагрузок на элементы инфраструктуры при прохождении скоростных составов (станционные сооружения, мосты и туннели). Эта проблема рассматривается как с точки зрения обеспечения проектантов новыми данными о нагрузках, так и развития нового поколения интеллектуальных систем диагностики и мониторинга состояния конструкций и сооружений инфраструктуры ОАО «РЖД». Немаловажной задачей здесь является также обеспечение безопасности людей на платформах и в местах вблизи железнодорожных путей. (Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
 
С. В. Иванов
Новая отечественная линейка низкопольных трамваев
В предыдущие десятилетия появлялись сначала вагоны, у которых низкопольность (отношение между общей площадью пола, доступной для пассажиров, и площадью пола на уровне подножки, без учета площади ступеней) составляла 30%, затем 40%, 50%, 70% и даже 75%, постоянно приближаясь к желаемой отметке, достигнуть которую долгое время производители не могли. В 2014 году в Москве впервые были введены в эксплуатацию полностью низкопольные трамваи, что стало первым шагом в переоснащении трамвайного парка столицы. В данной статье описано устройство и ключевые преимущества новой российской эластичной поворотной тележки, которая легла в основу целого семейства трамвайных вагонов со 100-процентным низким уровнем пола производства ООО ПК «Транспортные системы». (Доступно в печатной версии)
 
М. С. Кузин
Особенности конструкции и дизайна трамвая R1
В статье раскрыты особенности, возможности и технические подробности трамвая со 100-процентным низким уровнем пола, разработанного ОКБ «Атом», представлены планы и оценка перспектив его внедрения. (Доступно в печатной версии)
 
В. В. Кинжигазиев, В.Л. Задорожный
Предпосылки создания и технические характеристики электровоза 4ЭС5К
В статье представлены сравнительные технические характеристики электровозов 2х2ЭС5К и 4ЭС5К, причины создания последнего, его усовершенствования и возможности эксплуатации с поездами повышенного веса и длины. (Доступно в печатной версии)
 
М. А. Елсукова, Н. И. Ерохина
Людиновский завод в истории промышленности России
В 2015 году Людиновскому тепловозостроительному заводу исполняется 270 лет. Завод по праву считается одним из старейших предприятий отечественного машиностроения. Именно здесь были выпущены первые рельсы и первые узкоколейные паровозы для железных дорог России, первые пароходы и паровые машины, ставшие прообразом первого парового автомобиля. Если фамилия династии Демидовых на слуху чуть ли не у всех, то Мальцовых знают, к сожалению, немногие. Людиновский завод с начала своего появления с гордостью носит статус градообразующего предприятия. В настоящее время тепловозы с маркой ЛТЗ получили широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. (Доступно в pdf)