№ 2 (30) май



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
 
В номер вошли следующие материалы:
 
Рынок комплектующих в условиях кризиса
Экономический кризис, начало которого остро запомнилось многим снижением курса рубля в конце 2014 года, перешагнул в текущий год. Как себя чувствуют российские и иностранные поставщики комплектующих, работающих, преимущественно, в транспортном машиностроении, какие они испытывают проблемы, ставят перед собой задачи, – в интервью с исполнительным директором ООО «Вагонмаш» Андреем Королевым, генеральным директором ОАО «Производственная фирма “КМТ” – Ломоносовский опытный завод» Кириллом Новоселовым и исполнительным директором ООО «СКФ Тверь» Александром Никитиным. (Доступно в pdf)
 
М.Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ: I квартал 2015 года
По итогам I квартала 2015 года индексы ИПЕМ продемонстрировали смешанную динамику. Индекс ИПЕМ-производство продолжил восстанавление после длительного снижения в конце 2013-го – середине 2014 годов. За отчетный период он вырос на 1,1% к соответствующему периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос в I квартале 2015 года показал негативную динамику растущими темпами, падение индекса составило -1,8% к аналогичному периоду прошлого года при месячных показателях: -0,5% в январе, -1,8% в феврале, -2,9% в марте. (Доступно в печатной версии)
 
Ю.З. Саакян, В.Б. Савчук, И.А. Скок
Транспортное машиностроение России в 2014 году
2014 год стал годом испытаний для российского транспортного машиностроения. Обострение мировой политико-экономической обстановки, сокращение спроса основных потребителей на ключевую продукцию и ограниченность инвестиций в реализацию НИОКР, а также негативные эффекты от реформы железнодорожного транспорта в ряде секторов железнодорожного машиностроения существенно повлияли на темпы развития и объемы производства предприятий отрасли. (Доступно в печатной версии)
 
А.Ю. Абдурашитов
Одиночное изъятие рельсов – основной критерий назначения реконструкции пути
В статье рассмотрены основные критерии назначения реконструкции пути: одиночный выход рельсов. Предложен дифференцированный подход к его назначению в зависимости от характера накопления выхода рельсов по дефектам по мере наработки тоннажа. Рассмотрены изменения в технических указаниях по шлифованию рельсов: регламентирована величина съема металла головки рельсов при шлифовании с целью недопущения образования усталостных трещин. (Доступно в печатной версии)
 
А.Л. Кривченко, В.В. Куликов
Динамическое микролегирование элементов верхнего строения пути
Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предполагает увеличение объема перевозок на 40%, строительство новых и реконструкцию существующих железнодорожных линий для развития высокоскоростного и тяжеловесного движения. Для достижения целей Стратегии решающую роль играет повышение надежности верхнего строения пути: продление межремонтного периода. В статье рассмотрено применение способа упрочнения зоны сварного шва бесстыкового пути методом динамического микролегирования. По результатам упрочнения твердость в зоне сварного шва достигла значений твердости основного рельса. (Доступно в печатной версии)
 
С.Н. Гапеев
Оценка результативности системы менеджмента качества производителей железнодорожной техники
Использование новой оценки систем менеджмента качества (СМК) позволит более объективно на основании различных показателей качества произвести ранжирование производителей железнодорожной техники по степени результативности СМК, а также направить усилия предприятий на совершенствование деятельности в области повышения качества выпускаемой продукции. В статье рассмотрена оценка результативности систем менеджмента качества производителей железнодорожной техники с целью совершенствования деятельности предприятий в области повышения качества выпускаемой продукции. Разработана шкала бальной оценки показателей качества продукции и шкала интерпретации индекса результативности систем менеджмента качества. (Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения. Показатели сформированы на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
 
С.И. Орлов
Технические и конструкционные особенности электропоезда ЭГ2Тв
ЗАО «Трансмашхолдинг» расширил свою линейку железнодорожной техники и создало базовую универсальную платформу для изготовления российских электропоездов различных модификаций городского, пригородного и регионального назначения. В статье рассматриваются основные преимущества современного электропоезда ЭГ2Тв, раскрываются пункты, касающиеся безопасности, адаптивности, экономичности, комфорта электропоезда. (Доступно в печатной версии)
 
М.А. Пермяков
Инновационные разработки в области производства железнодорожных кранов
За прошедшее столетие краны на железнодорожном ходу прошли огромный путь развития от первых механизмов на паровой тяге грузоподъемностью всего несколько тонн через дизель-механические краны начала 1930-х годов и дизель-электрические краны типа ЕDК1 (ЕДК) 1960-х до современных дизель-гидравлических гигантов KRC 1600 и KRC 2880 грузоподъемностью до 250 т. В статье рассматривается история производства железнодорожных кранов, а также технологии и разработки, отличающие современные краны на железнодорожном ходу от их предшественников. Приведено сравнение технических и эксплуатационных характеристик кранов различных поколений. (Доступно в печатной версии)
 
С.С. Каплин
Создание виртуального исследовательского и испытательного полигона железнодорожной техники
В статье раскрывается суть разработанного принципа создания виртуального исследовательского и испытательного полигона железнодорожного транспорта в перспективе ориентирован на проведение испытаний в автоматизированном режиме. Представлена трехмерная модель инфраструктуры Экспериментального кольца ст. Щербинка как результат выполнения первого этапа работ. Предложен вариант схемы моделирования испытаний, приведены примеры использования разрабатываемой системы. (Доступно в печатной версии)
 
С.В. Фокин, С.М. Бучкин
Обработка сигнала тахометра путевой машины
Одним из главных факторов оптимизации расходов путевого хозяйства железных дорог России является применение технологий, позволяющих продлевать ремонтные сроки и снижать трудоемкость процессов поддержания исправного состояния пути. Важным направлением для достижения этого фактора служит повышение эффективности работы технических средств, осуществляющих работу на железной дороге. Это, в свою очередь, снизит потребность в них, так как увеличится выработка машин, входящих в комплексы для ремонта и текущего содержания пути. В статье рассказывается о бортовой системе мониторинга и диагностики для специального подвижного состава, применяемой на современной путевой машине РПБ-01. Подробно рассматривается программно-аппаратный метод борьбы с помехами при оценке количества оборотов двигателя. (Доступно в печатной версии)
 
Г.Г. Лосев
Модернизация демонтированных железобетонных шпал
Полигон применения бесстыкового пути расширяется с каждым годом, так как он имеет значительные преимущества перед звеньевым. Отсутствие стыков позволяет исключить динамическое воздействие на пассажиров, уменьшить сопротивление движению поездов, сократить затраты на ремонты подвижного состава и пути. Отличительной особенностью бесстыкового пути является действие значительных продольных температурных сил в рельсовых нитях. Для нейтрализации их негативного влияния предлагается использовать инновационную конструкцию железобетонной шпалы, которая имеет многократно увеличенное усилие сдвига в балласте. (Доступно в печатной версии)
 
В.П. Аристов, С.В. Сизов, В.Н. Костюков, А.В. Костюков, Д.В. Казарин, А.Е. Цурпаль, В.В. Басакин
Бортовая система мониторинга технического состояния оборудования электропоездов
Повышение эксплуатационной надежности моторвагонного подвижного состава (МВПС) путем своевременного обнаружения и устранения дефектов на ранней стадии их развития является одной из важнейших задач совершенствования системы технического обслуживания и ремонта МВПС, сокращения эксплуатационных расходов и сроков нахождения в ремонте. В статье рассмотрены предпосылки, этапы развития и некоторые результаты эксплуатации бортовой системы мониторинга технического состояния оборудования электропоезда. Представлены технические решения, реализованные в системе и позволяющие повысить безопасность и бесперебойность пригородных пассажирских перевозок. (Доступно в печатной версии)
 
Л.Л. Макаров
Служба паровозов в годы войны
По случаю 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне историческая статья посвящена железнодорожному транспорту того времени, подвигам железнодорожников в годы войны и героям-паровозам, обеспечившим Победу. (Доступно в pdf)