№ 3 (35) август



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
Содержание номера:
 
А. Е. Конюховская,
Рынок промышленной робототехники в России и мире
 
Мировой рынок промышленной робототехники показывает высокий темп роста. Какие регионы и страны являются лидерами мирового рынка? Какие отрасли демонстрируют наибольший спрос? На каком уровне развития находится российский рынок промышленной робототехники? Какие существуют ограничения развития российского рынка? В статье представлена динамика мировых продаж промышленных роботов, их уровень по регионам и странам (Китай, Япония, Южная Корея, США, Германия). Также рассматривается спрос на промышленные роботы по отраслям, плотность роботизации как показатель развития рынка. Рынок промышленных роботов в России крайне мал – около 500-600 роботов в год. В статье описываются причины столь низкого уровня использования роботов. (Доступно в печатной версии)
 
М. Р. Нигматулин,
Мониторинг ситуации в промышленности. II квартал 2016 года
 
В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу II квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в середине 2016 году. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в печатной версии)
 
С. Н. Гапеев
Цели и результаты аудитов систем менеджмента качества
 
Уточнение целей и результатов аудитов систем менеджмента качества (СМК) позволит унифицировать требования к программам проверок и профессиональным компетенциям аудиторов, повысить степень обоснованности принимаемых управленческих решений по улучшению деятельности в области качества аудируемых предприятий. В статье рассмотрено понятие «инновационный аудит качества», анализируются цели аудитов в действующих стандартах, предложена структурная модель процесса аудита СМК, показано, при каких условиях аудит качества носит инновационный характер. (Доступно в печатной версии)
 
С. В. Палкин
Методы совершенствования технического регулирования
 
Накопленный с 2014 года практический опыт технического регулирования в едином экономическом пространстве выдвигает потребность в совершенствовании системы. Это актуально для железнодорожной отрасли, в которой вопросы безопасности являются приоритетными. Улучшения должны обеспечить доработку нормативной базы системы оценки соответствия в едином экономическом пространстве. Постепенный переход от оценки соответствия по стандартам на продукцию к системе оценки по стандартам безопасности такой продукции не только повысит такой уровень, но и даст более динамичное инновационное развитие отрасли. Указанные предложения рассматриваются на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. Предложения по совершенствованию нормативной и правовой базы технического регулирования рассматриваются в статье на примере железнодорожного рельса как основы безопасности движения поездов. (Доступно в печатной версии)
 
А. В. Савин, А. Д. Разуваев
Сферы применения безбалластного пути
 
Авторами проанализированы основные направления развития безбалластной конструкции пути (БКП) при ее эксплуатации на железных дорогах России. В работе исследуются и сравниваются традиционный путь на балласте, безбалластный путь на земляном полотне и безбалластный путь на эстакаде. Также рассмотрены наиболее рациональные сферы применения БКП в зависимости от различных типов организации движения. Являясь проектом долгосрочным, безбалластный путь должен иметь определенные критерии оценки, необходимые для сравнения. Но, с точки зрения экономической эффективности, рассматривать столь длительные по времени проекты затруднительно, поскольку при дисконтировании денежных потоков происходит обнуление получаемых в будущем эффектов. Для их сохранения при долгосрочной реализации проекта авторами использован метод нелинейного учета ставки дисконтирования. В заключении, исходя из максимального накопленного эффекта и наступления срока окупаемости, даны рекомендации по выбору варианта конструкции пути. (Доступно в печатной версии)
 
С. В. Бутузов
Технологические инновации на тихвинских вагоностроительных производствах
 
XXI век – век инноваций, новых открытий, движения вперед. В статье представлен опыт развития тихвинской промышленной площадки, на территории которой в течение нескольких лет были возведены современные вагоностроительные предприятия АО «Тихвинский вагоностроительный завод» и ЗАО «ТихвинХимМаш». В условиях небольших по производственным меркам площадей были построены современные корпуса, оборудованные по последнему слову автоматизации и робототехники. При проектировании предприятий применялись ведущие мировые разработки в области конструкции, технологии и строительства. (Доступно в печатной версии)
 
Е. А. Скораева, Ю. М. Банных
Технология определения показателей результативности КPI в соответствии с требованиями международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS
 
Все большее внимание среди предприятий – поставщиков ОАО «РЖД» уделяется вопросам управления безопасностью и качеством выпускаемой продукции, что отражается в конкурентных преимуществах при выборе поставщиков. Прежде всего речь идет о внедрении системы менеджмента бизнеса (СМБ) по требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industrial Standard). В статье раскрывается назначение международного стандарта IRIS для производителей железнодорожной техники, технология определения ключевых показателей деятельности бизнес-процессов для железнодорожных предприятий на примере научно-исследовательской лаборатории УрГУПС «Компьютерные системы автоматики». (Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения
 
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
 
В. А. Анисимов
Трехмерное моделирование в машиностроении
 
Применение трехмерного (объемного) моделирования в процессе проектирования изделий в машиностроительных отраслях насчитывает не одно десятилетие. С появлением чертежей появилась возможность расширить сферу их применения и более полно отражать атрибуты разрабатываемого изделия. Высокая трудоемкость получения чертежей во многом определяла их универсальность. Рациональный подход ввиду сложности создания чертежей и их актуализации выражен в принципе необходимости и достаточности изложенной информации. Он позволяет полностью воспроизвести изделие без участия посредника, при этом используя минимальное количество средств отображения. В статье представлены преимущества использования технологии объемного моделирования по отношению к традиционным методам проектирования изделий. Указаны проблемы, препятствующие ее широкому применению. Приведены примеры использования объемного моделирования из области транспортного машиностроения. (Доступно в печатной версии)
 
Е. Н. Розенберг
Технологические решения, обеспечивающие повышение эффективности управления перевозочным процессом
 
ПВ статье рассмотрена комплексная интегрированная система ИСУЖТ, которая реализует новый инновационный подход к управлению всеми циклами производственного процесса на железнодорожном транспорте, позволяющий объединить различные технологические приложения на современных программных и интеллектуальных системно-технических решениях. Система ИСУЖТ должна заменить интеллект диспетчеров на искусственный интеллект. Проект позиционируется как единая среда для интеграции существующих информационных систем, описывающих перевозочный процесс и предусматривает последовательную реализацию технологически и информационно взаимоувязанных комплексов, обеспечивающих функциональную полноту перевозочного процесса, начиная от создания соответствующих нормативных документов (график движения поездов), планирования перевозки до контроля ее реализации. (Доступно в печатной версии)
 
А. А. Воробьев, А. А. Соболев, А. В. Павлов
Исправление литейных дефектов деталей тележки 18-100 грузового вагона на АО «Востокмашзавод»
 
На примере боковой рамы и надрессорной балки тележки модели 18-9855 рассмотрен общий алгоритм определения параметров пространственного стендового нагружения элементов литых деталей тележки. В ходе работыБоковые рамы и надрессорные балки тележек грузовых вагонов играют важную роль в безопасности движения. Для повышения эффективности процесса перевозки и обеспечения надлежащего уровня безопасности необходимо обеспечивать соответствующее качество деталей подвижного состава. В статье рассмотрены вопросы, связанные со сваркой дефектов литых деталей тележек вагонов, представлены статистические данные за 2001-2015 годы по изломам тележек, приведены исследования качества разделки, сварки и характеристик металла тележек грузовых вагонов, дефекты между основным и наплавленным металлом, образующиеся при сварке. Исследования по заварке дефектов проводились на базе завода АО «Востокмашзавод» г. Усть-Каменогорска (Казахстан), а обработка результатов – в лабораториях кафедры «Технология металлов» ФГБОУ ВО ПГУПС. Приведены основные дефекты между основным и наплавленным металлом образующиеся при сварке. (Доступно в печатной версии)
 
Н. А. Денисов
Александровский (Октябрьский электровагоноремонтный) завод – первенец российского вагоностроения
 
27 апреля 2016 года ООО «ПК «Н16 сентября отметит 190-летие! Первые его корпуса были построены, по данным одних источников, по «образцовому проекту» Василия Петровича Стасова, по другим – архитектором Александром Ивановичем Постниковым при участии В.П. Стасова. На заводе трудились высокопрофессиональные потомственные мастеровые, которые были переведены с Петербургского литейного, пострадавшего во время осеннего наводнения 1824 года, а также с Кронштадтского и Олонецкого заводов. О становлении, развитии, исторических этапах – в статье (Доступно в pdf)
 
Выездной семинар на предприятия SwissRail
 
В 2015 году в рамках Еxpo 1520 была подписана «дорожная карта» сотрудничества до 2020 года, определяющая направления и план взаимодействия, нацеленного на укрепление научно-технического сотрудничества России и Швейцарии в области железнодорожной техники. В рамках реализации принятых на себя обязательств 25-29 апреля состоялся выездной практический семинар, организованный НП «ОПЖТ» совместно с Ассоциацией швейцарских производителей железнодорожной техники (SwissRail) на их предприятиях по изучению опыта разработки и создания подвижного состава, комплектующих, сигнальных и управляющих систем. В статье подробно описаны предприятия и полученный при их посещении опыт. (Доступно в pdf)