№ 2 (38) май



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
Содержание номера:
 
М. Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности на основании индексов ИПЕМ: по итогам I квартала 2017 года
 
По итогам I квартала 2017 года наблюдается рост индексов ИПЕМ. Положительная динамика спроса демонстрирует устойчивый характер третий квартал подряд, что свидетельствует о постепенном восстановлении экономики. Однако по-прежнему стоит проявлять осторожность в оценке устойчивости наметившегося роста: без реального притока инвестиций любой рост будет кратковременным. Его драйверами продолжают выступать добывающие и низкотехнологичные отрасли. Растущие потребности со стороны ОПК на цветные металлы нивелируют общее сжатие спроса в среднетехнологическых отраслях, которые по итогам отчетного периода прекратили падение. Высокотехнологичные отрасли пока продолжают оставаться в отрицательной зоне приростов. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители, которые подстегнули экспорт сырья из России. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу I квартала на основании индексов, разработанных ИПЕМ. Даны основные результаты расчета индексов со снятием сезонного фактора, а также в разрезе отраслевых групп. Представлен подробный анализ системообразующих отраслей промышленности России, в том числе топливно-энергетического комплекса. Выявлены основные факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие промышленности в конце 2016 года. Также приводятся основные макроэкономические индикаторы состояния российской промышленности. (Доступно в печатной версии)
 
Я. К. Хардер
Трансфер технологий: значение в развитии транспортного машиностроения
 
Трансфер технологий играет важную роль в мировой железнодорожной отрасли, в области инфраструктуры и подвижного состава, поскольку выступает основной формой продвижения инноваций от этапа разработки до коммерческой реализации. В это понятие входят различные способы превращения идеи в коммерческий продукт: передача патентов, технической документации, обмен научными разработками, создание совместных предприятий и прочее. В рамках статьи раскрываются вопросы, касающиеся сущности трансфера технологий, его роли в инновационном развитии транспортного машиностроения стран ЕАЭС на примере проектов компании Молинари. (Доступно в печатной версии)
 
В. А. Матюшин
Перспективы развития системы добровольной Сертификации
 
Добровольная сертификация продукции широко и эффективно используется странами Евросоюза с целью повышения ее качества, развития конкуренции и оказания содействия потребителям в поиске и получении того, что соответствует их потребностям. Само появление и развитие системы добровольной сертификации было обусловлено необходимостью решения задачи обеспечения высокого качества продукции в пространстве общего рынка. Повышение качества продукции с целью удовлетворения требований потребителей и повышение ее конкурентоспособности продолжает оставаться одной из острых и актуальных проблем экономики. Как показывает зарубежный опыт, значительную роль в решении этой проблемы занимает добровольная сертификации продукции. В нашей стране система не получила широкого распространения и действует не эффективно. Статья посвящена проблеме повышения эффективности систем добровольной сертификации на рынке продукции железнодорожного назначения и развития системы в рамках НП «ОПЖТ». (Доступно в печатной версии)
 
Г. И. Михайлов
Об оптимизации и дальнейшей систематизации технических требований в ГОСТ 30803 «Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава»
 
Качество изготовления и состояние зубчатых колес тяговых передач железнодорожного подвижного состава всегда находились в центре внимания специалистов машиностроительных, ремонтных и эксплуатационных предприятий, институтов и ПКБ, поскольку от их надежности во многом зависит работоспособность всего тягового привода. Вместе с развитием исследований тяговых зубчатых передач совершенствовались нормативные документы, содержащие технические требования к зубчатым колесам локомотивов и моторвагонного подвижного состава. В связи с вводом обязательной сертификации указанных зубчатых колес необходимо откорректировать некоторые требования с учетом их целесообразности и достоверной реализации на практике. В редакции ГОСТ 30803-2014 в целом сохранена преемственность в развитии технических требований на зубчатые колеса тягового подвижного состава, унаследованных от предыдущих нормативных документов. Однако в последней редакции стандарта вызвали острую дискуссию вопросы проведения испытаний на изгибную и контактную усталостную прочность зубьев, становящихся обязательными в связи с введением в 2017 году ТР ТС 001/2011. В связи с этим в качестве продолжения оптимизации и систематизации требований рекомендуется ввести распределение видов испытаний на усталостную изгибную прочность зубьев в зависимости от класса тягового привода, типа зубчатого зацепления и вида термоупрочнения зубьев, а контактную усталостную прочность зубьев определять расчетным методом согласно ГОСТ 21354-87. (Доступно в печатной версии)
 
И. П. Васильев
Пути повышения энергетической эффективности электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми машинами
 
В статье рассмотрены пути повышения коэффициента мощности, как показателя энергетической эффективности, на электровозах переменного тока. Озвучены достоинства и недостатки применения разных способов и ряда технических решений повышения энергетической эффективности на электровозах переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями. Раскрыта проблема реализации применения компенсаторов реактивной мощности на Российских локомотивах. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Энергетическая стратегия России на период до 2030 года определяют энергоэффективность как один из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной политики. Наиболее энергоемкой отраслью, имеющей особое стратегическое значение для страны, является железнодорожный транспорт. (Доступно в печатной версии)
 
И. К. Лакин, И. В. Пустовой
Эффективность сервисного обслуживания локомотивов
 
Согласно реформе с 1 июля 2014 года бóльшая часть функций технического обслуживания и ремонта (ТОиР) локомотивов передана сервисным компаниям. В настоящее время почти 15 тыс. секций локомотивов ОАО «РЖД» (более 70% парка ТПС) в рамках 40-летнего контракта обслуживают и ремонтируют предприятия, входящие в ГК «ЛокоТех», с прямой зависимостью доходов сервисной компании от фактически выполняемой локомотивами работы. В статье рассмотрено важное направление повышения эффективности сервисной системы технического обслуживания и ремонта локомотивов: создание в сервисных локомотивных депо информационно-управляющей системы АСУ «Сетевой график» (АСУ СГ). Описаны основные функции АСУ СГ. Особое внимание уделено реализации в АСУ СГ методов международных стандартов управления качеством по принципу «Встроенное качество», при котором алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение. Рассмотрен пример инкапсуляции применительно к управлению неснижаемым запасом на складе. Описан опыт внедрения АСУ СГ и возникающие при этом проблемы. Показана технико-экономическая эффективность АСУ СГ, описаны источники эффекта.(Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения
 
В разделе представлены основные макроэкономические показатели и производственные показатели железнодорожного машиностроения, сформированные на основе официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированные по данным ОАО «РЖД» и производителей. (Доступно в печатной версии)
 
 Л. С. Блажко, М. Э. Дмоховский, В. Б. Захаров
Способ продления срока службы стрелочных переводов
 
Предложен способ продления срока службы стрелочных переводов за счет формирования нового поперечного профиля головки рамного рельса. Дана качественная и техническая оценки внедрения этого способа. Среди проблем, связанных с решением задач по обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса при минимизации затрат на приобретение и эксплуатацию технических средств, важное место занимают вопросы рационального использования и технического обслуживания стрелочных переводов как наиболее сложных и дорогих, а также проблемы конструкций верхнего строения пути. (Доступно в печатной версии)
 
Д. И. Петраков, П. Л. Чудаков, О. М. Котов
Новый вид маневрового железнодорожного транспорта – ТЭМ28
 
Одна из самых массовых серий – маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ – выпускается на АО «УК «БМЗ» с 2007 года, но нужно идти в ногу со временем, поэтому в конце 2014 года возникла идея сконструировать маневровый тепловоз нового поколения. В статье изложены результаты ТЭМ28, рассматриваются основные технические характеристики, конструкционные особенности. Подробно раскрываются пункты, описывающие модули дизельного помещения, кабины, тормозного оборудования, тележки и системы управления. (Доступно в печатной версии)
 
Д. С. Шестаков, А. С. Морозов
Доводка рабочего процесса дизеля 12ДМ-21Л для тепловоза ТГ16М с турбокомпрессорами TPS48D-01
 
Для грузопассажирского двухсекционного тепловоза ТГ16М производства ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» в 2014 году в рамках эксплуатации на Сахалинской железной дороге по заказу ОАО «РЖД» на ООО «Уральский дизель-моторный завод» была создана модификация дизеля 12ДМ-21Л мощностью 1 470 кВт. После конструкторской разработки и сборки первого образца были проведены опытно-доводочные испытания по снятию гидравлической характеристики дизеля с турбокомпрессорами TPS48 с целью получения минимального эффективного удельного расхода топлива. В этом же году по результатам приемочных испытаний дизель был сдан комиссии ОАО «РЖД» и отправлен на тепловозостроительный завод. В статье изложены результаты испытаний турбокомпрессоров TPS48D-01 производства фирмы ABB (Швейцария) в составе дизеля 12ДМ21Л. Приведены результаты замеров и расчет параметров с двумя вариантами сопловых аппаратов, построена гидравлическая характеристика дизеля. (Доступно в печатной версии)
 
С. Н. Чуян, Б. О. Поляков, Е. Я. Ватулина
Защита рабочей тяги стрелочного перевода от волочащегося груза или деталей подвижного состава
 
Стрелочный перевод – одна из наиболее сложных, многоэлементных деталей верхнего строения пути, подверженная воздействию различных неблагоприятных природных и силовых факторов. Наиболее уязвимым местом при его эксплуатации является механизм перевода остряков в положения «прямое» и «боковое». Перевод осуществляется с помощью привода, устанавливаемого за пределами рельсовой колеи, и рабочей тяги, расположенной внутри колеи и соединяющей между собой остряки. При движении поездов возможны случаи повреждения рабочей тяги стрелочного перевода волочащимися за составом грузами, элементами крепления грузов, а также поврежденными узлами и деталями вагонов. В результате такого воздействия происходит отвод остряка от рамного рельса, что повышает вероятность попадания гребня колеса между остряком и рамным рельсом, которое влечет за собой сход колесной пары. Для защиты рабочей тяги на стрелочных переводах перед остряками устанавливают специальные устройства – отбойные брусья. В статье приведены результаты моделирования аэродинамического воздействия высокоскоростного поезда «Сапсан» на отбойные брусья различной конструкции, разработана оптимальная конструкция отбойного бруса для защиты путевых обустройств расположенных внутри рельсовой колеи. (Доступно в печатной версии)
 
 
С.В. Перов
Будущее – в инновациях
 
Прошло 15 лет с того момента, как был основан «Трансмашхолдинг», ставший к настоящему моменту крупнейшим на отечественном рынке производителем железнодорожных транспортных средств. В юбилейной статье о достижениях Холдинга. (Доступно в PDF-версии)