№ 3 (39) август



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
Содержание номера:
 
Я.К. Хардер
Инновации в железнодорожной отрасли
Развитие цифровых технологий – ключевое направление в отрасли, и их значение будет только возрастать. Управление активами компании – еще одно направление, которое в ближайшие десятилетия потребует улучшения в соответствии с возможностями дигитализации. Оптимизация энергопотребления в железнодорожной отрасли – долгосрочная и актуальная цель, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является одним из наиболее экономичных видов транспорта. (Доступно в печатной версии)
 
М.Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности: II квартал 2017 года
По итогам II квартала 2017 года индексы ИПЕМ продемонстрировали положительные результаты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Восстановление реального сектора от прошлых экономических потрясений сохраняется шестой квартал подряд. Однако косвенные показатели указывают, что тренд на восстановление экономики хрупок и продиктован в большей степени ценовой конъюнктурой на энергоносители. (Доступно в печатной версии)
 
Ю.З. Саакян, В.Б. Савчук, С.С. Оленин
Технические требования для высокоскоростного подвижного состава в России
В ближайшие несколько лет в России планируется начать строительство первой специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). В 2015 году были сформированы, а в 2017 году актуализированы технические требования для высокоскоростного подвижного состава. Их разработка производилась с учетом мирового опыта по эксплуатации высокоскоростных поездов, а также опыта организации движения на линии Москва – Санкт-Петербург (подвижной состав Velaro RUS, Siemens). (Доступно в печатной версии)
 
В.Б. Захаров, Е.В. Черняев
К вопросу о выборе оптимальной конструкции железнодорожного пути для реализации скорости 400 км/ч в России
В числе стратегических целей «Российских железных дорог» – организация постоянного движения высокоскоростных поездов со скоростью на отдельных участках до 400 км/ч по направлению Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. Для достижения поставленной цели требуется решить комплекс задач, условия которых должны учитывать эксплуатационные, природно-климатические, инженерно-геологические и другие особенности проектируемого участка железнодорожной линии. Необходимо разработать требования, предъявляемые к объектам инфраструктуры высокоскоростных магистралей и подвижному составу. (Доступно в печатной версии)
 
И.П. Васильев, С.А. Дмитриев
Мировой опыт контроля технического состояния локомотивов
В различных странах существует большое количество систем, оборудования и программного обеспечения для мониторинга технического состояния локомотивов, их производительности и потребления ими топливно-энергетических ресурсов. В статье описаны некоторые комплексные решения, разработанные производителями железнодорожного подвижного состава и эксплуатирующими организациями в таких передовых странах, как Германия, США, Канада и Россия. (Доступно в печатной версии)
 
А.А. Поликарпов, Г.М. Зобов, Е.А. Соколова
Потенциал экспорта российского железнодорожного машиностроения
В железнодорожном машиностроении с 2013 года (а по отдельным подотраслям – с 2012 года) наблюдалось сокращение выпуска подвижного состава, но в 2016 году произошел перелом: производство стало расти. Однако о выходе отрасли из кризисного состояния говорить преждевременно. Ситуация в секторе осложняется сокращением спроса на подвижной состав, что уже привело к снижению интенсивности развития отечественных предприятий и инвестиционной привлекательности рынка, сокращению высококвалифицированного персонала и доходов компаний. При существующем векторе развития отрасли, направленном по большей части на внутренний рынок, предпосылок для ее активизации и роста заказов на продукцию и услуги российских компаний пока нет. В мировой практике распространен подход, согласно которому в сложившейся ситуации стоит обратиться к государственной политике по стимулированию экспорта. (Доступно в печатной версии)
 
Статистика
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)
 
С.Г. Чуев, Н.М. Борисов, С.И. Тимков
Практическое применение RAMS-исследований тормозных систем
Внедрение международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (ISO/TS 22163) на предприятиях отечественного машиностроения железнодорожного транспорта повлекло за собой изучение таких дисциплин, как управление безотказностью, готовностью, ремонтопригодностью и безопасностью продукции, включая управление стоимостью жизненного цикла изделий (RAMS/LCC), проектный менеджмент, управление конфигурацией и т. д. Значительная работа на предприятиях была проделана по внедрению RAMS/LCC: разработка нормативной базы, реорганизация деятельности, повышение квалификации сотрудников, включая участие в зарубежных семинарах и обмен опытом. (Доступно в печатной версии)
 
Р.А. Черекбашев, В.Н. Хаймин, Д.В. Жикленков
Применение предохранителей Bussmann в ОАО «РЖД»
Инженерами подразделения Bussmann, входящего в корпорацию Eaton, были разработаны специальные плавкие вставки, которые долговременно работают на подвижном составе, а также предложен алгоритм подбора нужного предохранителя. (Доступно в PDF)
 
И.В. Ильницкий
3ТЭ25К. Трехсекционный тепловоз с электропередачей
Перед инженерами Брянского машиностроительного завода (АО «УК «БМЗ») была поставлена задача создать на производственных мощностях тепловоз, предназначенный для эксплуатации поездов повышенного веса на линиях со сложным профилем пути. Для развития этого направления в холдинге были сконструированы опытные образцы магистральных тепловозов 3ТЭ25К. Сегодня этот локомотив – самый мощный тепловоз на территории бывшего Советского Союза, который может эффективно обеспечить грузовые перевозки на Дальнем Востоке России. (Доступно в печатной версии)
 
С.В. Тяпаев
Экологические и технологические аспекты эволюции технологий производства и неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников (часть 1)
Указами Президента 2017 год в России объявлен годом экологии, а также утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Для реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности необходим переход промышленных предприятий-производителей, в том числе буксовых подшипников, на инновационные, ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. (Доступно в печатной версии)
 
А.В. Савин, Е.В. Матвеева
Впервые в России. Экспериментальному кольцу – 85 лет
Предложение о постройке «Специального железнодорожного круга» для опытов с локомотивами выдвинул сотрудник Научно-исследовательского института реконструкции тяги (НИИРТ) А.И. Долинжев, опираясь на высказанную еще в 1901 году идею профессора Ю.В. Ломоносова, основоположника исследований служебных характеристик локомотивов в эксплуатации, о необходимости специального замкнутого железнодорожного пути с горизонтальным профилем для исследования параметров паровозной тяги. Практическое воплощение идея получила в 1932 году при создании Экспериментального кольца, целью которого стало проведение испытаний подвижного состава и других технических средств в реальных условиях. Так 85 лет назад впервые в мировой практике была создана экспериментальная база, позволившая соединить лабораторную точность исследований с реальными эксплуатационными условиями испытаний. (Доступно в PDF)