№ 4 (40) ноябрь



Онлайн-версия журнала

О журнале

 
По вопросам подписки:
+7 (495) 690-14-26 
Содержание номера:
 
С. Г. Недорослев
Цифровые технологии для машиностроения
В июне 2017 года Правительство РФ одобрило Стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года, среди ключевых задач которой – насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией. Статья посвящена актуальности цифровизации в транспортном машиностроении, а также этапам перехода производства к работе по принципам «Индустрии 4.0». (Доступно в печатной версии)
 
Р. А. Краснов
Кибербезопасность АСУ ТП сегодня
История автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) насчитывает уже не один десяток лет. АСУ ТП применяются во всех отраслях реального сектора экономики: нефтегазовой, энергетической, металлургической, тяжелой промышленности и т. д. Транспортная инфраструктура не является исключением из общего правила и также во многом полагается на различную автоматику, а это – сотни тысяч различных микропроцессорных систем, без которых экономическая эффективность транспортной инфраструктуры была бы неконкурентоспособной. (Доступно в печатной версии)
 
М.Р. Нигматулин
Мониторинг ситуации в промышленности: III квартал 2017 года
По итогам III квартала 2017 года индексы ИПЕМ синхронно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Устойчивая положительная динамика сохраняется уже более 1,5 лет, что свидетельствует о восстановлении реального сектора от прошлых экономических потрясений. Локомотивом роста остаются добывающие секторы, результаты которых подкрепляются благоприятной конъюнктурой на экспортных рынках. Обрабатывающий сектор также растет, демонстрируя умеренно положительную динамику, однако в отраслевом разрезе ситуация не столь однозначна. Статистика инвестиций в основной капитал в текущем году выглядит оптимистично: за I полугодие текущего года наблюдается рост данного показателя, главным образом благодаря снижению общей макроэкономической неопределенности. (Доступно в печатной версии)
 
Статистика железнодорожного машиностроения - III квартал 2017
Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производство локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)
 
С. Е. Гончаров
Износ гребней колесных пар грузовых вагонов
В настоящее время отцепки вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар составляют 75% от общего количества, при этом наибольшая отцепка вагонов происходит из-за износа гребня колесной пары. По итогам 2016 года в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по данной неисправности попали 351 989 (62% от общего количества) вагонов всех форм собственности. Рассмотрены меры по снижению отцепок вагонов в текущий ремонт по неисправностям колесных пар из-за износа гребня колесной пары. (Доступно в печатной версии)
 
А. А. Климов, В. Б. Бондарик, А. В. Стручков, С. В. Домнин
Исследование металлической основы микроструктуры тормозных локомотивных колодок
На отечественных железных дорогах всегда остро стояла проблема ресурсообеспеченности колодочных тормозов и износа в трибологической паре «колесо-колодка», сохраняющая свою актуальность и в настоящее время. Она требует решения технико-экономических, технологических, металловедческих, трибологических задач, связанных с выбором износостойких фрикционных чугунов, выбором конструкции, оптимально приемлемой для установления на локомотив чугунных тормозных колодок при соблюдении экологически чистых технологий производства. Одной из задач является уменьшение изнашивания трущихся поверхностей. В Красноярском институте железнодорожного транспорта разработаны экспериментальные тормозные колодки с феррито-графитовой структурой чугуна, эффективность которых и снижение износа экспериментально подтверждены на Красноярской железной дороге. (Доступно в печатной версии)
 
И. К. Лакин, В. В. Павлов, В. А. Мельников
Диагностирование электрической передачи тепловозов с использованием методов машинного обучения
Создаваемый по заказу ООО «Локомотивные технологии» проект «Умный локомотив» ставит перед собой амбициозную задачу автоматизировать не только расшифровку данных МСУ, но и процесс написания алгоритмов диагностики при помощи методов статистического анализа данных (BigData) и машинного обучения, что в конечном итоге позволит повысить объективность постановки диагноза за счет перехода от субъективного мнения диагноста к статистическому подтверждению скрытых для человеческого глаза закономерностей. С увеличением вычислительных мощностей компьютеров, современные методы обработки и анализа больших объемов информации находят применение в новых отраслях науки и техники. Применение методов BigData в совокупности с алгоритмами машинного обучения позволили по-новому взглянуть на процесс диагностирования локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем. (Доступно в печатной версии)
 
К. М. Гурьяшкин
Ниши эффективного применения литий-ионных аккумуляторов
Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это обширное семейство продуктов, свойства отдельных представителей которого отличаются порой в десятки раз. В зависимости от того, какие параметры аккумулятора являются наиболее важными в конкретной технической системе, для нее будет оптимальным применение вполне определенной разновидности ЛИА. Более того, во многих случаях использование ЛИА экономически более эффективно, нежели использование традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов. В статье рассмотрены технико-экономические показатели применения литий-ионных аккумуляторов на рельсовом и колесном транспорте, а также их эксплуатации на объектах РЖД и других предприятий, связанных с железными дорогами России и городским транспортом. (Доступно в печатной версии)
 
Г. В. Кожевникова, Г. П. Пилипчук, А. О. Рудович, В. Я. Щукин
Прогрессивный метод изготовления черновых вагонных осей
В статье предложены технология поперечно-клиновой прокатки черновых вагонных осей и новое оборудование для ее осуществления. Рассмотрены теоретические основы прокатки указанных осей, обосновано достижение их высоких эксплуатационных свойств за счет деформационной сварки микрополостей и микротрещин в их поверхностных слоях и создания в них остаточных сжимающих напряжений, что в итоге обеспечивает увеличение усталостной прочности осей. Новый метод позволяет значительно увеличить производительность процесса, точность черновой оси, уменьшить припуски поковки, снизить расход металла и трудоемкость механической обработки чистовой вагонной оси. (Доступно в печатной версии)
 
С. В. Тяпаев
Экологические и технологические аспекты эволюции технологий производства и неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников (часть 2)
Внедрение прорывных технологий в виде использования промышленных роботов, вакуума при термообработке, элементов искусственного интеллекта в неразрушающем контроле позволит совершить технологический прорыв при изготовлении деталей буксовых подшипников. При этом достигается повышение качества и эксплуатационной надежности буксовых подшипников при одновременном снижении экологической нагрузки на природу России. В статье рассмотрено внедрение в подшипниковой промышленности России инновационных технологий производства деталей буксовых подшипников на основе применения промышленных роботов, вакуума при термообработке и технологического оборудования с системами микропроцессорного управления. Приведены примеры промышленного применения «зеленых» технологий неразрушающего контроля деталей буксовых подшипников с использованием элементов искусственного интеллекта – технологии самообучающихся нейронных сетей. Сделан вывод о необходимости использования принципа наилучших доступных технологий в области неразрушающего контроля скрытых технологических дефектов на деталях буксовых подшипников. (Доступно в печатной версии)
 
В.В. Скворцов, В.А. Иванов
Новый типоразмерный ряд среднеоборотных дизельных двигателей
Принятая в 2011 году подпрограмма развития дизелестроения ФЦП «НТБ» поставила задачу перед компаниями создать современные дизельные двигатели, соответствующие мировому уровню. Между ОАО «Пензадизельмаш» и Минпромторгом России был заключен госконтракт, в рамках которого разработаны базовые модификации модельного ряда среднеоборотных дизельных двигателей и дизель-генераторных установок в мощностном диапазоне 500–1 500 кВт. В статье описан процесс создания типоразмерного ряда среднеоборотных дизельных двигателей Д200, которые разрабатывались и изготавливались на ОАО «Пензадизельмаш» в рамках ФЦП с 2011 по 2015 год. Представлены основные технические характеристики основного дизеля 1-6Д200 (6ЧН20/28), методы и средства проектирования базовых деталей, описаны перспективы его использования в тепловозостроении, малой энергетике и судостроении. (Доступно в печатной версии)
 
Expo 1520: курс на цифровизациию
В конце августа в шестой раз площадка Экспериментального кольца в Щербинке гостеприимно раскрыла свои ворота для проведения Международного железнодорожного салона техники и технологий Expo 1520. Это крупнейший форум на пространстве 1520, который занял прочное место в ряду ведущих выставок железнодорожного и городского рельсового транспорта в мире. (Доступно в PDF версии)