Новости ИПЕМ - Машиностроение

При сохранении текущих тенденций существует угроза полного коллапса российского тяжелого машиностроения

Пресс-релиз от 29 апреля 2009 года

Сегодня Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом «О разработке проекта Стратегия развития тяжелого машиностроения РФ на период до 2020 года» на заседании Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России, которое прошло в Москве.

Юрий Саакян рассказал, что проект Стратегии разрабатывается по заказу Министерства промышленности и торговли РФ. К настоящему времени на рынке продукции тяжелого машиностроения сложилась критическая ситуация, которая характеризуется низкой конкурентоспособностью продукции, недостатком финансовых ресурсов, отсутствием инвестиций в НИОКР и модернизацию оборудования, технологическим отставанием, моральным и физическим износом производственного оборудования, как результат, снижением продаж и утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках. Даже в относительно благополучном 2008 году российский рынок продукции тяжелого машиностроения более чем на 70% состоял из импортного оборудования.

При сохранении существующих тенденций и отсутствии активных действий со стороны государства произойдет полный коллапс отрасли тяжелого машиностроения, последствиями которого станут значительный рост издержек в ТЭК, металлургии и горнодобывающем комплексе за счет полного перехода на импортное оборудование и опасное усиление зависимости от зарубежной олигополии поставщиков оборудования и сервиса.

Для предотвращения такого сценария развития в проекте Стратегии развития тяжелого машиностроения предлагается ряд системных и антикризисных мероприятий.

Системные меры включают в себя мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности и развитие внутреннего рынка, поддержке экспорта, повышению конкурентоспособности предприятий отрасли и по защите внутреннего рынка.

Среди предлагаемых системных мер особо необходимо отметить: стимулирование привлечения иностранных производителей на российский рынок в виде создания совместных предприятий с обязательной передачей технологий, налоговое стимулирование предприятий, закупающих продукцию российских предприятий тяжелого машиностроения; формирование режима максимального содействия созданию и функционированию совместных предприятий, созданных с участием иностранных компаний, обеспечивающих передачу технологий и локализации продукции на уровне не менее 70%; государственное софинансирование ключевых НИОКР и первоочередных инвестиционных проектов; увеличение ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию и крупные узлы, производимые в России.

В свою очередь меры антикризисного характера включают в себя: предоставление целевых государственных кредитов на рефинансирование банковских кредитов предприятиям отрасли, представление государственных гарантий предприятиям тяжелого машиностроения для привлечения кредитов на пополнение оборотных средств; инициацию антидемпинговых расследований, с последующим установлением импортных пошлин на уровне 40-50%; включение основных предприятий тяжелого машиностроения в «Перечень системообразующих организаций» с целью привлечения господдержки.