Новости ИПЕМ - Электроэнергетика

Залог устойчивого развития угольной генерации - долгосрочные договора на поставку угля

Пресс-релиз от 17 июня 2009 года

Сегодня руководитель отдела исследований угольной отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев выступил с докладом «Угольная генерация в новых экономических условиях» на саммите «Уголь СНГ», который прошел в Москве.

По словам Александра Григорьева, экономический кризис сильно отразился на энергоемких отраслях: цветной и черной металлургии, химической промышленности, добывающих отраслях, в т.ч. и угольной. Это не замедлило сказаться на объемах электропотребления в российской экономике в целом. Выработка по ОЭС России сократилась за первые 5 месяцев 2009 года на 6,5%. Более того, нарастают негативные тенденции на рынке электроэнергии, в особенности на розничном, где объем задолженности за поставленную электроэнергию составил на начало этого месяца более 90 млрд руб.

Добыча угля реагирует на спрос - за первые четыре месяца этого года она сократилась на 17,3%. Падение происходит и в сфере транспортировки угля: с января по май перевозки ОАО «РЖД» по каменному углю сократились на 17%, а по коксу - на 38,3%.

Но, несмотря на изменившиеся внешние условия, проблемы у угольной генерации, по мнению эксперта ИПЕМ, остались прежние.

Потребление российского газа за рубежом падает, Газпром вынужден сокращать добычу. Проблема лимитов на газ больше не актуальна, электростанции не могут выбрать законтрактованные объемы газа, спрос на электроэнергию сокращается. Как результат, усиливается конкуренция со стороны газа.

Также происходит отказ от вводов генерирующих мощностей на угле. Строить угольные ТЭС и раньше никто не спешил. Теперь же, когда «длинные деньги» стали почти недоступны для энергетиков, предпочтение тем более будет отдаваться проектам с короткими сроками строительства, таким как ТЭС на газе, причем на уже существующих площадках. Более того, в нынешних условиях многие крупные потребители, например в секторе металлургии, которые серьезно занялись вопросами развития собственной генерации, отдают предпочтение газу. Но каждая новая газовая ТЭС - это минус одна возможная ТЭС на угле.

Есть и позитивные новости: в связи со снижением грузооборота нехватка подвижного состава потеряла свою былую остроту. Однако ситуация в любой момент может измениться, и не факт, что железнодорожная отрасль будет готова к росту объемов перевозок угля, как финансово, так и технологически. Например, в ближайшее время могут быть списаны 100 000 вагонов, а в условиях кризиса перевозчики вряд ли будут приобретать новый подвижной состав, для которого нет груза. Кроме того, необходимо воспользоваться предоставленной кризисом передышкой и решить серьезные вопросы, имеющиеся в отношении регуляторного механизма в области перевозок.

Александр Григорьев напомнил, что уже в следующем году поставщиков и потребителей угля ждут изменения, не связанные с кризисом. ОАО «РЖД» передает свой вагонный парк в собственность Второй грузовой компании. За ОАО «РЖД» останется ответственность за поддержание функционирования инфраструктуры. По оценкам эксперта ИПЕМ, переходный период займет 1-1,5 года, после чего сфера транспортировки угля станет практически полностью рыночной. Тариф на перевозку и инфраструктурная составляющая, скорее всего, будут регулируемыми, а вот вагонная составляющая станет продуктом баланса спроса и предложения. Если предложение будет ограничено, то привлекательность угля на внутреннем рынке топлива для ТЭС снизится еще сильнее, что может окончательно похоронить идею развития угольной генерации в стране.

В этих условиях важным положительным фактором может стать заключение долгосрочных договоров на поставку угля между поставщиками, потребителями и перевозчиками, на конкурентоспособных по сравнению с газом условиях.

Также в целях развития угольной генерации, по мнению представителя ИПЕМ, необходима более глубокая переработка угля. Многое за последние годы сделано в этом направлении, в основном благодаря расширению экспорта за рубеж, где предъявляются стандартизированные и высокие требования к углям.