Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Перевод половины госзакупок на электронные торговые площадки способен дать экономический эффект свыше 400 млрд руб.

Пресс-релиз от 5 ноября 2009 года

5 ноября 2009 года Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил исследование «Развитие электронных торговых площадок как прозрачного экономического и антикоррупционного инструмента», посвященное проблемам и перспективам использования электронной торговли в закупочной деятельности государственных и корпоративных организаций.

По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, рынок электронной торговли имеет огромный потенциал, реализация которого даст не только значительный экономический эффект, но и станет мощным инструментом в борьбе с коррупцией. В частности, в исследовании отмечается, что «перевод только половины госзакупок из имеющегося объема в 4,2 трлн. руб на ЭТП, способен дать экономический эффект свыше 400 млрд. руб ежегодной экономии, т.е. около 10%, а гипотетический перевод всей госзакупочной деятельности на ЭТП смог бы помочь сэкономить более 800 млрд. руб. бюджетных средств в год».

С выводами ИПЕМ согласны и участники рынка. Так, по мнению Председателя совета директоров Центра развития экономики Александра Бойко, экономия от использования ЭТП в закупочной деятельности корпоративных заказчиков, в число которых входят как естественные монополии и крупные холдинги, так и компании малого и среднего бизнеса, может достигать 15% со стороны закупок и 23% со стороны сбыта. «Повышение прозрачности закупочной деятельности, - подчеркнул Александр Бойко, - является одним из ключевых результатов реализации потенциала, заложенного в ЭТП. Открытость и доступность информации о ходе торгов, их участниках и результатах, существенно ограничивают вероятность коммерческого подкупа и криминальной недобросовестности при проведении торгово-закупочной деятельности».

В исследовании говорится, что реализация антикоррупционного потенциала ЭТП тесно связана с необходимостью реорганизации действующих тендерных, закупочных и снабженческих подразделений хозяйствующих субъектов и ломки устоявшихся практик ведения их работы. Особо заинтересованными в выполнении механизмов ЭТП должны стать акционеры предприятий, так как у них появляется возможность контролировать то, насколько эффективно распоряжается средствами компании наемный менеджмент, в том числе осуществлять такой контроль в режиме реального времени.

Логичным результатом внедрения прозрачных механизмов электронных торгов является повышение инвестиционной привлекательности компаний, считает руководитель Управления экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова. Инвесторы имеют возможность непосредственно оценить один из важнейших аспектов работы предприятий - закупочную и сбытовую деятельность, а значит, такая компания становится в их глазах более привлекательным активом по сравнению с предприятиям  и, где процедуры закупок являются непрозрачными или трудно проверяемыми.

В исследовании ИПЕМ также указывается на крайне слабое законодательство и низкий уровень проникновения Интернета, особенно на уровне регионов. При этом актуальность решения проблем законодательного обеспечения электронной торговли растет день ото дня. Учитывая высокий антикоррупционный потенциал ЭТП, можно предположить, что проблемы законодательного обеспечения во многом обязаны своим существованием деятельности определенной части лобби, защищающей возможность извлечения нелегальных доходов из процедуры госзакупок. Нельзя также забывать и схожей позиции в бизнес-среде, где для части менеджмента, связанной с закупками и размещением заказов, применение механизмов электронной торговли будет означать прекращение стабильного потока теневых доходов.

Результаты исследования планируется передать в структуры исполнительной и законодательной власти для дальнейшего применения.