Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт – вначале нужды экономики, а потом бизнес-интересы

Пресс-релиз от 27 января 2010 года

26 января 2010 г. генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил на Круглом столе «Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы» в Государственной Думе РФ. По его мнению, в железнодорожном транспорте приоритеты не должны отдаваться бизнес-интересам. Это, прежде всего системообразующая отрасль, в которой потребности государства и общества должны быть выше интересов частных компаний. И не учитывать этого при проведении реформы, значит увеличивать риски потери технологической устойчивости и роста транспортных издержек в экономике.

Очень показателен пример электроэнергетики, в которой потеряна технологическая устойчивость отрасли, а также произошел существенный рост тарифов. Сейчас это признают и те, кто был против проведения реформы, и те, кто отчаянно её лоббировал. Поэтому при преобразованиях железнодорожного транспорта необходимо учитывать не только международный, но и собственный опыт реформирования естественно-монопольных секторов.

За годы, прошедшие с начала реформы железнодорожной отрасли, удалось сохранить безопасность перевозок и технологическую устойчивость её функционирования. Это является несомненным плюсом. Однако дальнейшие преобразования не должны приводить к нарушению этих важнейших характеристик.

В обсуждаемой сегодня целевой модели рынка грузовых перевозок одним из важных направлений дальнейших изменений является увеличение сфер деятельности и долей частного сектора по таким направлениям, как перевозки, оперирование грузовыми вагонами, ремонты и т.д. Однако далеко не все сферы деятельности на железнодорожном транспорте могут эффективно регулироваться рынком, должно сохранится и государственное регулирование. В этой связи очень важно, в чьих интересах оно будет осуществляться. Что будет во главе угла - получение прибыли или обеспечение нужд экономики. Баланс интересов может определить и соблюсти только государство. Пока же предлагаемые модели ориентированы на интересы крупных железнодорожных компаний, и слабо учитывают нужды потребителей их услуг. Подобный перекос может привести среди прочего к утрате технической и экономической доступности железнодорожного транспорта, а также нарушению технологической устойчивости перевозок.

Пока же, по мнению, г-на Саакяна, следует провести более точные расчеты необходимости подобных преобразований, экономически обосновано определить, какие сферы железнодорожного бизнеса должны перейти на рыночные рельсы, установить четкие правила для частного капитала и определить обязанности государства.