Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Необходимо уделить особое внимание сохранению технологической устойчивости и безопасности перевозок

Пресс-релиз от 29 апреля 2010 года

Результаты большей части структурной реформы железнодорожного транспорта - положительны для страны и общества. Однако ряд связанных с ней проблем требует пристального внимания, сообщил вчера руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук в докладе «Анализ итогов структурной реформы на железнодорожном транспорте и риски дальнейших преобразований» на конференции «ТрансРоссия - 2010».

Как рассказал г-н Савчук, к настоящему моменту выполнено большинство мероприятий структурной реформы на ж/д транспорте. В целом результаты реформы для государства, экономики и общества позитивны. Не нарушилась устойчивость работы железнодорожного транспорта, безопасность перевозок, гармоничность транспортной системы страны. Достигнуто снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов. Выросло качество предоставляемых услуг, обеспечена перевозка всех предъявленных грузов. Также реализация реформы позволила привлечь значительные инвестиции в обновление парка грузовых вагонов

Однако существует и ряд проблем, требующий внимания. Например, имеет место недостаток  грузовых вагонов под перевозку: летом 2008 года он был обусловлен недостатком исправных вагонов инвентарного парка под погрузку, а в 2010 году - недостатком универсального подвижного состава всех форм собственности, прежде всего полувагонов. Также существуют ограничения в приёме заявок и эпизодические срывы сроков доставки грузов при перевозках в направлении портов Дальнего Востока. Сократилась сфера «публичности оказания услуг по перевозке грузов». Общесетевой перевозчик в ряде сегментов уже перевозит не «грузы», а «вагоны». Цены на услуги операторских компаний колеблются весьма значительно. Сократилась сфера государственного ценового регулирования конечной стоимости услуг по перевозке грузов. Темпы обновления магистральной инфраструктуры недостаточны, а нормативная база отстает от фактических преобразований на железнодорожном транспорте.

Так же следует обратить внимание на нужды грузовладельцев. Существует риск что, железнодорожный транспорт будет не в состоянии удовлетворить растущий спрос на перевозки в посткризисный период. И в целом намечается рост транспортной нагрузки на экономику. Для минимизации рисков всем заинтересованным сторонам, включая потребителей услуг и транспорта необщего пользования, следует выработать согласованную позицию по вопросу постреформенной Модели отрасли и уделить больше внимания доработке нормативно-правовой базы и тарифной системы.

Опираясь на исследования ИПЕМ Владимир Савчук считает, что при проведении дальнейших преобразований целесообразно: выделить Вторую грузовую компанию, обновить и увеличить парк грузовых вагонов, в том числе с помощью корпоративных процедур - парк  дочерних и зависимых обществ (ДЗО) ОАО «РЖД», заранее предусмотреть источники финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» по развитию мощностей инфраструктуры по обработке приватного подвижного состава в местах массовой погрузки-выгрузки, а собственные поездные формирования должны функционировать в качестве перевозчиков с соответствующими правами и обязанностями.

С другой стороны, по мнению эксперта ИПЕМ, развитие частной магистральной локомотивной тяги нецелесообразно. При этом можно развивать институт собственников локомотивов. Также нецелесообразно искусственное развитие конкуренции между перевозчиками, полное организационное отделение перевозочной деятельности от инфраструктурной.

Принимая во внимание все изложенное выше, Владимир Савчук заключает, что при проведении преобразований отрасли нужно осуществить расчеты различных вариантов дальнейших мероприятий реформы, оценить риски для государства, потребителей, железнодорожного транспорта и общества в целом, и только затем выбирать оптимальный вариант преобразований. Особое же внимание следует уделять сохранению технологической устойчивости и безопасности перевозок.