Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Экспертное мнение: Причины роста уровня контейнеризации в стране

Основными причинами роста уровня контейнеризации в стране (за последние 6 лет, начиная с 2010 года, объемы контейнерных перевозок выросли в полтора раза), несмотря на снижение грузовой базы и основных макроэкономических показателей в стране, являются:

1) превышение спроса над предложением на мировом рынке контейнерных перевозок в последние несколько лет (по оценкам международных экспертов);

2) реализация проектов по наращиванию товарооборота с зарубежными партнерами: например, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (уже сейчас перевозки из стран АТР составляют более 30% от всего российского импорта грузов в контейнерах);

3) локальные изменения в нормативно-правовой базе. В частности, отмена необходимости подачи заявки ГУ-12 при оформлении документов на перевозку способствовала сокращению сроков доставки грузов в контейнерах и привлечению дополнительных клиентов на железную дорогу.

Также одной из причин роста уровня контейнеризации можно считать развитие технологий перевозок в универсальных контейнерах различных номенклатур грузов, в том числе и нетрадиционных насыпных и навалочных, а также активное развитие сегмента танк-контейнерных перевозок наливных химических и нефтяных грузов.

Кроме того, ОАО «РЖД» ведет планомерную работу по развитию рынка контейнерных перевозок в РФ. В 2016 году ОАО «РЖД-Логистика» было организовано множество тестовых поездок в рамках ускоренных контейнерных сервисов из КНР в РФ и транзитом в страны Европы. При этом дальнейшей информации о регулярной эксплуатации данных контейнерных сервисов нигде не предоставляется.

Развитие контейнерных перевозок в стране способствует, в первую очередь, усилению экспортно-импортного и транзитного потенциала страны в основных отраслях промышленности. Положительные эффекты от роста уровня контейнеризации проявляются также и в модернизации и развитии инфраструктуры (строительство новых и модернизация действующих контейнерных терминалов, модернизация станций под работу с крупнотоннажными контейнерами, а также путей общего пользования под эффективный пропуск ускоренных контейнерных поездов и т.д.).

Сергей Оленин, ведущий эксперт-аналитик ИПЕМ