Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Итоги работы Института проблем естественных монополий в 2010 году

Пресс-релиз от 23 декабря 2010 года

Коллектив Института проблем естественных монополий в 2010 году продолжил деятельность по изучению естественно-монопольного сектора экономики России и смежных отраслей. Исследования были направлены как на углубление знаний в изучаемых отраслях, так и на изучение межотраслевого взаимодействия с оценкой эффекта для экономики в целом.

Одним из главных достижений Института является публикация в декабре 2010 года коллективной монографии «Реформирование естественных монополий России». Данная работа является продолжением серии публикаций Института проблем естественных монополий, посвященных комплексному анализу развития естественно-монопольного сектора экономики России. В 2007 году Институт опубликовал монографию «Естественные монополии России», в которой представил комплексное системное исследование естественно-монопольного сектора России. Тема настоящей монографии – реформирование естественных монополий. Объектами исследования, как и в предыдущей монографии, выбраны электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая отрасль, а также нефтетрубопроводный транспорт. Работа отвечает на ряд важнейших вопросов, связанных с реформированием естественно-монопольных отраслей, а также предлагает подходы к регулированию инфраструктурного сектора в рамках повышения конкурентоспособности экономики России.

Одной из работ, направленных на изучение системных тенденций в экономике, стало исследование «Анализ и оценка последствий реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации по поддержке промышленных предприятий», выполненное по заказу Министерства промышленности и торговли РФ. Исследование показало, что не все меры были достаточно эффективными, но нужно признать, что в сравнении с другими странами российское Правительство применило наиболее разнообразный набор инструментов и охватило самый широкий круг отраслей, что стало возможным как благодаря сделанным в докризисные годы финансовым накоплениям, так и тому, что наша страна все еще не является членом ВТО, а, значит, не имеет ограничений на субсидирование и прочие преференции отечественным производителям. Это позволило поддержать самые пострадавшие в кризис отрасли – авто-, авиа-, судостроение и другие отрасли машиностроения.

В числе прочих задач ИПЕМ занимается постоянным мониторингом текущего состояния промышленности и экономики в целом. Начиная с августа 2009 года, по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Институт формирует свои собственные индексы состояния промышленности – ИПЕМ-индексы. Эти показатели рассчитываются ежемесячно, результаты публикуются на сайте Института, цитируются в ведущих российских СМИ. Данные индексы достаточно объективно отражают изменения, происходящие в промышленности, и могут быть использованы как для мониторинга, так и для анализа состояния промышленности.

Построение в 2010 году Модели предельно допустимого роста цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения на период до 2020 года для различных сценариев социально-экономического развития России позволило не только определить минимально необходимый прирост цен для реализации всех инвестиционных планов компаний электроэнергетики, но и определить те границы повышения цен, которые являются максимально допустимыми с точки зрения выживания отдельных отраслей промышленности, критерием чего является сохранение минимальной рентабельности промышленных предприятий.

Это исследование вкупе с исследованием механизмов ценообразования на электрическую энергию и мощность для потребителей в некоторых зарубежных странах, позволило сформулировать предложения и подходы к ценообразованию на электрическую энергию и мощность для различных типов потребителей в России.

В течение всего года Институт продолжал работу по доработке Стратегии развития энергетического машиностроения России и Стратегии развития тяжелого машиностроения России. В процессе доработки были учтены предложения предприятий, органов государственной власти и отраслевых объединений.

В 2010 году ИПЕМ принял активное участие в разработке концепции подпрограммы «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база». Документ носит стратегический характер и направлен на форсированное преодоление технологического отставания в области промышленных дизельных двигателей.

В области энергомашиностроения на основе уточненных сценарных условий социально-экономического развития до 2030 года, разработанных Минэкономразвития России, Институтом была проведена разработка модели долгосрочного прогноза развития энергетического машиностроения России.

В течение года регулярно выходил аналитический ежеквартальный журнал «Техника железных дорог», который с 2008 года ИПЕМ выпускает при поддержке НП «ОПЖТ». В этом году читатели получили 4 новых номера. Специальный выпуск журнала на английском языке был представлен в Берлине на крупнейшей международной выставке транспортных технологий InnoTrans 2010. В начале 2010 года Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации включила журнал «Техника железных дорог» в новую редакцию Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Издания, включенные в этот перечень, повышают свой статус до научного, и рекомендуются для публикаций основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В сфере совершенствования подходов в ценообразовании на основе оценки стоимости жизненного цикла Институт разработал программу расчета стоимости грузового вагона с учетом его потребительских характеристик. Это позволяет сравнивать однотипные вагоны различных производителей на основе его эффективности с учетом всех затрат на содержание. Практическая реализация подобного подхода позволяет учитывать и продвигать на рынок инновационные модели техники. Более того, разработанный подход применим как для других типов техники и оборудования для железных дорог, так и в других сферах промышленности. Этот метод применим и к отдельным компонентам или крупным узлам, например, к двигателям. В 2011 году предполагается презентация полученных результатов расчетов не только в области техники и оборудования для железных дорог, но и в других отраслях промышленности.

Важным направлением работы Института остается исследование состояния и промежуточных результатов реформы железнодорожного транспорта. Структурные преобразования в 2010 году прошли наиболее активную фазу за весь период реформирования. Исследования показали, что полный переход парка грузовых вагонов под управление частных операторских компаний при отсутствии вагонов у публичного перевозчика грузов существенно усложняет технологию работы железнодорожного транспорта, снижает эффективность использования железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Результаты исследования позволили сделать вывод, что существующая тарифная система не стимулирует участников рынка к повышению эффективности использования существующей инфраструктуры, а потому нуждается в коренном изменении с тем, чтобы обеспечить качественное обслуживание всех грузоотправителей, включая отправителей низкодоходных грузов и повагонных отправок, в условиях отсутствия вагонов у перевозчика.

ИПЕМ проанализировал риски реализации предлагаемых вариантов Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2015 года. Анализ рисков показал, что потенциальная конкуренция перевозчиков «на маршруте» — самый обсуждаемый на сегодняшний день дискуссионный вопрос — приведёт к негативным эффектам (среди них снижение публичности перевозки и рост транспортных издержек грузовладельцев), а вероятность возникновения реальной конкуренции «за маршрут» на предлагаемых малодеятельных линиях очень низка.

Институт на регулярной основе проводит исследование конъюнктуры рынка грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Составленные прогнозы грузо- и пассажирооборота на среднесрочную перспективу позволили определить потребность в парке полувагонов до 2015 года и парке пассажирских вагонов до 2020 года. Результаты расчётов могут быть использованы для принятия инвесторами решений в области транспортного машиностроения и обновления парка подвижного состава.

Изучение условий функционирования железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении показало, что в большинстве субъектов РФ пригородные перевозчики не получают достаточных средств на покрытие операционных расходов в силу заниженных тарифов, устанавливаемых государственными органами, и отсутствия субсидий. Сохранение такой ситуации, наряду с предстоящим прекращением перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых, может привести к существенному сокращению количества пригородных поездов в масштабах всей страны вплоть до полной их отмены в отдельных регионах. Вместе с тем, анализ пассажирооборота разных видов транспорта в пригородном сообщении показал, что во многих субъектах РФ железные дороги не имеют адекватной альтернативы. Выводы из исследования, проведённого Институтом, говорят о необходимости разработки и закрепления в нормативно-правовой базе механизма субсидирования пригородных перевозок из бюджетов различных уровней.

Помимо проведенных в области железнодорожного транспорта исследований и расчетов Институт принимал активное участие в обсуждении актуальных вопросов в федеральных органах исполнительной власти, в экспертных кругах и на различных общественных площадках.

В течение всего года Институт принимал активное участие в работе различных отраслевых объединений – Объединении производителей железнодорожной техники, Российском газовом обществе, комитетах Союза машиностроителей России (по энергетическому машиностроению, по железнодорожному машиностроению и по тяжелому машиностроению),  комитетах и комиссиях Российского союза промышленников и предпринимателей. Представители Института неоднократно выступали на заседаниях и круглых столах по различным вопросам развития промышленности, транспорта и топливно-энергетического комплекса.

Летом 2010 года Институт выступил официальным партнером I международной научно-практической конференции «Железнодорожная промышленность: приоритеты, технологии, перспективы». Специалисты ИПЕМ активно участвовали как в подготовке мероприятия, так и дискуссиях, проходивших в рамках конференции.

В 2010 году Институт начал новое направление деятельности – консультирование в области практического внедрения принципов «бережливого производства» на машиностроительных предприятиях. Уже получены первые результаты, и в будущем году ожидается расширение круга консультируемых предприятий. Один из номеров журнала «Техника железных дорог» в 2011 году будет посвящен обобщённым практическим результатам работы в этом направлении.

Ещё одним новым для Института направлением стал анализ деятельности российской нефтяной отрасли. В 2010 году Институтом были заложены основы для дальнейшего развития этого направления, а именно: собраны данные, необходимые для разработки модели российской нефтяной отрасли и начата работа по анализу нефтеперерабатывающей отрасли России.

Благодаря авторитету Института и его исследований, эксперты ИПЕМ были частыми гостями в СМИ как специализированных, так и общей направленности. Их взвешенные мнения по самым актуальным вопросам публиковали «Российская газета», «РБК-daily», «Ведомости» и другие авторитетные издания. На протяжении всего года эксперты принимали участие с докладами на многих научных и бизнес-конференциях.

Проведение широкого спектра исследований Института обеспечивается кадровым составом института общим количеством 41 человек, из них – 30 научных сотрудников, из которых 6 докторов наук, 10 кандидатов наук. В кадровом отношении значительно было усилено направление экономико-математического моделирования. Это позволило более широко применять моделирование как инструмент в сфере прогнозирования и анализа. В остальном за прошедший год структура и состав ИПЕМ не претерпели значительных изменений.