Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Выход США из Парижского соглашения по климату

6 июня 2017 года

Президент США Дональд Трамп заявил о выходе страны из Парижского соглашения по климату. Глава американского государства указал, что условия соглашения невыгодны США и могут нанести существенный вред экономике страны и лишить миллионы американцев рабочих мест.

Напомним, что Парижское соглашение по климату, которое в декабре 2015 года подписали 194 страны (в том числе США, Россия, Китай, Индия, страны ЕС и др.), определяет характер международной климатической политики на десятилетия вперед. Согласно нему, страны обязуются самостоятельно разработать на национальном уровне меры, направленные на ограничение выбросов парниковых газов. все стороны должны принять меры по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к изменениям климата.

Как отметил Дональд Трамп в своей речи 1 июня, «данное соглашение в меньшей степени касается климата и в большей – получения другими странами финансового преимущества над США». По данным консалтинговой компании National Economic Research Associates (NERA), на которые сослался Президент США, выполнение условий Парижского соглашения приведет к потере американской экономикой к 2025 году 2,7 млн рабочих мест, из которых 440 тысяч – в сфере обрабатывающего производства. Согласно оценке этого же исследовательского центра, к 2040 году производство угля упадет в США на 86%, природного газа – на 31%, черных металлов – на 38%. «Ущерб для экономики к этому времени составит около недополученных 3 трлн долларов ВВП и потерю 6,5 млн рабочих мест в промышленности», - указал Дональд Трамп. Парижскому соглашению предшествовал Киотский протокол, подписанный в 1997 году. Напомним, что многие страны, в том числе развитые, в отличие от России, так и не выполнили свои обязательства по Киотскому протоколу. Как ранее указывал ИПЕМ, Парижские соглашения постепенно повторяют его судьбу: если крупнейшие страны-эмитенты парниковых газов (в частности, Китай и США) не выполнят свои обязательства, то усилия остальных стран не смогут привести к необходимому результату.

В июле 2016 года в докладе «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России» ИПЕМ отмечал существенные риски выполнения условий соглашения для России. По оценкам Института, ввод в России налога на выбросы в размере 15 долл. США за тонну эквивалента CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл. США (2,56–3,29 трлн руб.) или 3,2–4,1% ВВП за 2015 год. Если ставка налога на выбросы составит 35 долл. США за тонну эквивалента CO2, то объём выплат составит 7,5–9,6% ВВП. Усиление налогового бремени грозит стать причиной закрытия множества предприятий и ликвидации целых отраслей промышленности, что приведёт к сокращению сотен тысяч рабочих мест в таких отраслях, как добыча угля, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, металлургия, производство строительных материалов и удобрений.

Институт продолжает придерживаться позиции, что ратификации Парижского соглашения российской стороной должна предшествовать подробная оценка социально-экономических последствий этого решения для страны, а сам процесс должен быть увязан с практикой выполнения своих обязательств со стороны развитых государств. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 03.11.2016 г. № 2344-р в декабре 2017 года в Правительство должен быть представлен доклад Минэкономразвития России с оценкой социально-экономических последствий ратификации Парижского соглашения.

•  Аналитический доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России» (pdf), июль 2016

•  Краткое содержание и основные положения доклада (pdf), июль 2016