Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Ставки на полувагоны ограничивают темпы восстановления экономики

15 июня 2017 года

По данным ИПЕМ на основе открытой информации по динамике ставок и точечных интервью с участниками перевозочного процесса, средняя ставка операторов за услуги предоставления полувагона с начала 2017 года выросла на 57,9%: с 950 рублей до 1 500 рублей в сутки. При этом тариф ОАО «РЖД» за услуги тяги и инфраструктуры в 2017 году вырос на 6%. По оценкам ИПЕМ, с 2014 года ставки операторов выросли почти в 3 раза (+173%).

Столь резкий рост ставок произошел на фоне возникновения локального дефицита полувагонов и роста объемов погрузки на железнодорожном транспорте. Так, дефицит вагонов вызван существенным сокращением парка полувагонов (на 14,9% по сравнению с пиковыми значениями в 2014 году) и связан с введенным государством в 2014 году обязательным требованием по модернизации вагонов при продлении их срока службы, что, по сути, «запретило» продление. В это же время объемы погрузки на железнодорожном транспорте в 2017 году существенно возросли: по данным ОАО «РЖД», за январь-май рост погрузки составил 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Основным «драйвером» роста погрузки является экспорт угля (+9,4% в январе-мае 2017 года по отношении к аналогичному периоду прошлого года), а также минеральных и химический удобрений (+7% к январю-маю 2016).

Источник: Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Таким образом, рост ставок продолжается, несмотря на наблюдаемый в 2017 году рост парка полувагонов (+0,6% в мае 2017 года по отношению к январю этого же года). В то же время дальнейший существенный рост ставок маловероятен: «драйвером» роста выступали краткосрочные договоры, которые были более привлекательны для операторов из-за сохранявшегося роста ставок. По прогнозу ИПЕМ, ставки за услуги предоставления полувагонов достигли максимальной отметки и стабилизируются на уровне 1 400 - 1 600 руб. в сутки до конца 2017 года Стабилизация ставок переориентирует операторов на заключения контрактов уже на долгосрочный период.

ИПЕМ еще в конце 2015 года указывал на высокую вероятность повторения существенного роста ставок операторов, вызванного сокращением оперируемого парка из-за «запрета» продления сроков службы вагонов. Сохранение текущего уровня ставок операторов за услуги предоставления полувагонов негативно сказывается на экономике, снижая темпы ее восстановления и ограничивая конкурентоспособность предприятий. В этой связи целесообразно рассматривать не меры «кнута», пытаясь регулировать уровень ставок операторских компаний, а стимулировать закупки вагонов для поддержания профицита парка в разумных пределах, который будет рыночными методами ограничивать ставки на предоставление вагонов «сверху».

Полувагоны выехали на докризисную прямую, газета "Коммерсантъ", 16 июня 2017 года