Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Пассажирские перевозки: цифровые технологии как фактор конкурентоспособности

20 июля 2017

В последнее время цифровые технологии проникают нарастающими темпами во все сферы жизнедеятельности человека, стремительно развивается интернет вещей – даже холодильник теперь может отправить заказ на продукты в интернет-магазин самостоятельно, когда они заканчиваются. Не обходит этот тренд и транспортные компании, в том числе железнодорожные. 

Привыкнув к обилию электронных сервисов и приложений в других сферах своей жизни, пассажир формирует новый запрос к уровню предоставляемого в железнодорожной сфере сервиса. Сами железнодорожники вынуждены на такой запрос адекватно отвечать, чтобы не потерять пассажира. Что они в последние несколько лет и делают, при этом весьма успешно. 

Однако несмотря на то, что степень проникновения интернета в России постоянно растет, всё-таки продолжает оставаться достаточно большое количество людей, которые либо не пользуются интернетом вообще, либо не пользуются им на постоянной основе. Безусловно, для таких людей бумажный билет будет оставаться если не единственной, то приоритетной опцией. Также, для многих людей продолжает играть роль аспект безопасности. По их мнению, бумажный билет «надежнее» - психологически он воспринимается как нечто физическое, осязаемое и существующее в реальности, в отличие от электронного билета. В дополнение к этому некоторые люди элементарно опасаются совершать платежи через интернет. Конечно, такие стереотипы постепенно уходят, тем не менее, требуется время. 

Кроме этого, в вопросе покупки билетов онлайн есть и социальный аспект: для некоторых, не часто пользующихся железнодорожным транспортом людей, покупка билета на поезд или электричку – это целое событие, им приятно пообщаться с кассиром, обсудить возможные варианты поездки и ощутить участие кассира в подготовке их путешествия. Такие люди вряд ли когда-либо купят билет через интернет. 

Так или иначе, последнее время развивается тренд на интермодальность и мультимодальность пассажирских перевозок, и железнодорожный транспорт не является исключением. Максимизировать прибыль и степень удовлетворенности пассажира поездкой можно не тогда, когда различные виды транспорта конкурируют друг с другом, а тогда, когда они друг друга дополняют и предлагают пассажиру целостную логистическую цепочку его перевозки из точки А в точку Б. Безусловно, имеет смысл объединение нескольких видов транспорта на одной виртуальной платформе, и подобные наработки уже есть: в частности, проект ОАО «ФПК» под названием «Инновационная мобильность».   

На текущий момент существующие и разрабатываемые виртуальные площадки, объединяющие несколько видов транспорта и способные построить для пассажира оптимальный целостный мультимодальный маршрут, всё ещё, преимущественно впоследствии, предлагают пассажиру купить несколько билетов – на каждый из видов транспорта, участвующих в таком маршруте. С высокой долей вероятности в перспективе такие сервисы будут делать шаги от «построения мультимодального маршрута» к «продаже мультимодального билета» - единого для всего маршрута и действующего на всех участвующих в нём видах транспорта.

 

Илья Терешко,
заместитель руководителя
департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ