Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Железнодорожные тарифы: есть ли польза от «точечной» долгосрочности?

Как сообщает газета «Коммерсантъ», 14 июля Федеральная антимонопольная служба России направила проект поправок в Постановление Правительства, касающихся тарифных правил для ОАО «РЖД». По мнению ИПЕМ, с одной стороны, поправки направлены на закрепление долгосрочных правил работы отрасли, с другой – сами железнодорожные тарифы пока продолжают утверждаться ежегодно, а не на долгосрочный период.

По данным издания, поправки, в частности, предполагают долгосрочные понижающие коэффициенты к тарифу для грузоотправителей, внедрение регулирования ставок для АО «ФГК» и учет тарифов в концессионных соглашениях.

По мнению Института, поправка, предполагающая предоставление ОАО «РЖД» право в рамках «тарифного коридора» вводить долгосрочные понижающие коэффициенты, безусловно, будет положительно оценена грузоотправителями, так как на рынке грузовых перевозок давно не хватает долгосрочных правил игры. В то же время с точки зрения прогнозирования для предприятий особо ничего не меняется: пока индексация тарифов ОАО «РЖД» будет всё также утверждаться в декабре и всего на год, а не на долгосрочный период.

Еще одна поправка предполагает, что ФАС сможет регулировать ставки на предоставление вагонов дочерней компании ОАО «РЖД» - АО «ФГК». Идея понятна - вопрос величины ставок активно обсуждается в отраслевых кругах, ведь с начала текущего года ставки на предоставление полувагонов превысили рубеж в 1200 рублей, а на спотовых рынках превысили отметку в 1500 руб. Но при этом планируется регулировать всего одну из 300 операторских компаний, которая при этом не обладает доминирующим положением. Достаточно странно слышать от ведомства, защищающего конкуренцию, предложения чуть ли не по прямой дискриминации.

Также ФАС предлагает прописывать тарифы в концессионных соглашениях между ОАО «РЖД» и инвесторами, которые должны позволить в дальнейшем окупить инвестиции в инфраструктуру. Во-первых, что-то конкретное можно будет говорить уже после того, когда будет представлена вся концепция механизма учета тарифов в концессиях. Во-вторых, как и с понижающими коэффициентами, для «тарифного коридора» непонятно, как это возможно прописать, если тарифы утверждаются пока в ежегодном режиме.

В настоящее время идет процесс разработки новой тарифной системы, которая должна быть скоро представлена. Одним из её основных аспектов будет внедрение долгосрочного тарифообразования. С нашей точки зрения, важно сначала подготовить основные документы и внедрить механизм долгосрочных тарифов, а потом уже думать о тех нюансах, которые предлагает ФАС. При этом стоит учитывать, что закрепление долгосрочных параметров и принципов работы естественных монополий – не самоцель, а необходимое условие перехода к реальному долгосрочному тарифному регулированию, которое требует и качественно нового уровня государственного регулирования естественных монополий.

25 июля, 2017

Материалы по теме: