Новости ИПЕМ - Машиностроение

Опыт применения методологии СЖЦ при расчёте экономически обоснованных цен на грузовые вагоны

Пресс-релиз от 12 апреля 2011 года

Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Константин Кострикин выступил с докладом «Опыт применения методологии СЖЦ при расчёте экономически обоснованных цен на грузовые вагоны» на заседании Комиссии НП «ОПЖТ» по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику (12 апреля 2011 года), которое было посвящено вопросам практического применения Методики расчёта лимитной цены на инновационные виды железнодорожного подвижного состава и сложные технические системы железнодорожного транспорта на основе оценки стоимости жизненного цикла, представленной ИПЕМ.

Константин Кострикин напомнил, что методология определения экономически обоснованной цены на новые виды подвижного состава на основе оценки стоимости жизненного цикла призвана заменить, применявшийся долгие годы, принцип «издержки плюс». Однако, на практике внедрение этой методологии сталкивается со значительными затруднениями, вызванными рядом причин.

Во-первых, это проблемы адекватного моделирования экономических условий эксплуатации различных видов подвижного состава. На экономику эксплуатации грузового вагона влияют различные технические характеристики подвижного состава и эксплуатационные показатели его использования.

Во-вторых, в настоящее время недостаточно проработана правовая основа внедрения методологии оценки стоимости жизненного цикла. Нужно определить какие положения должны быть закреплены в договорах на приобретение подвижного состава, и какие механизмы исполнения договорных условий должны применяться.

В-третьих, производители и потребители пока не в полной мере понимают, зачем вообще нужно пользоваться этой методологией в условиях дефицита производственным мощностей и неисполнения рядом производителей договорных условий поставок. Докладчик отметил, что данная методология формирования цен будет востребована при выходе на рынок инновационного подвижного состава или существенном улучшении технических характеристик по сравнению с эксплуатирующимся подвижным составом.

Кроме своего прямого предназначения методология стоимости жизненного цикла дает аналитический инструментарий, который позволяет исследовать процесс формирования цены на принципиально новый подвижной состав.

Докладчик рассказал, что для решения задачи расчета лимитной цены нового полувагона специалистами Института была построена модель, учитывающая увеличение срока службы вагона и грузоподъемности, частоту и ожидаемую стоимость ремонтов как плановых, так и внеплановых и ряд других параметров. С целью наиболее точной имитации реальных условий эксплуатации были выбраны условные маршруты, грузы, рассчитаны тарифные условия. Эта модель была использована для проведения исследования влияния технических характеристик вагона и эксплуатационных показателей на уровень лимитной цены.

В результате исследования выяснилось, что на 1% прироста грузоподъемности приходится прибавка 2,8% к лимитной цене вагона, а на 1% снижения стоимости деповских ремонтов и коррелирующего с ним показателя межремонтного пробега приходится 1,3% повышения лимитной цены. Все остальные факторы: рост межремонтных пробегов, стоимость других видов ремонтов, как оказалось, не имеют столь большой значимости: по ним рост цены составляет от 0,1% до 0,5% на 1% изменения показателя.

Также были проанализированы показатели условий эксплуатации вагона. Наибольший вклад в рост лимитной цены вносят рост доходной ставки и рост коэффициента использования грузоподъемности. Значения обоих коэффициентов – 2,8% прироста лимитной цены на 1% прироста значения каждого показателя.

Анализируя полученные результаты, производитель может определить для себя главные направления развития своего продукта. В данном случае это увеличение грузоподъемности нового вагона до пределов, определяемых инфраструктурой и увеличение межремонтного пробега. Потребитель, в свою очередь, может оценить на какие технические характеристики новой техники нужно обращать внимание при покупке инновационного подвижного состава с учетом сложившихся условий эксплуатации парка, и какие эксплуатационные показатели своей работы необходимо улучшать, чтобы получить максимальную прибыль в своей деятельности.