Новости ИПЕМ - Машиностроение

Влияние инвестиционных программ естественных монополий на экономику России

Пресс-релиз от 24 мая 2011 года

24 мая 2011 года генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян на совместном заседании Комитета по железнодорожному машиностроению Союза машиностроителей России и расширенного Наблюдательного совета Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» выступил с докладом «О влиянии инвестиционных программ естественных монополий на экономику России».

Естественные монополии являются крупнейшими заказчиками промышленной продукции. Реализация инвестиционных программ этих компаний подразумевает размещение больших заказов на предприятиях страны. В электроэнергетике (в соответствии с Генеральной схемой ее развития до 2020 года) общий объём инвестирования на 2011 год запланирован в размере 418 млрд руб. в строительство генерации, и 675 млрд руб. в создание сетей. ОАО «Газпром» на строительство магистральных газопроводов планирует потратить в текущем году 625 млрд руб. ОАО «РЖД» запланировало инвестировать в этом году 350 млрд руб. Другими участниками рынка транспортных услуг дополнительно будет вложено в закупку грузовых вагонов, по различным оценкам, около 150 млрд руб.

Юрий Саакян обратил внимание на то, что объем инвестпрограмм в электроэнергетике и газовой отрасли в несколько раз больше, чем у ОАО «РЖД». Причем источником их финансирования является исключительно тариф. В то время как инвестиционные возможности ОАО «РЖД» зависят от тарифа и объёма государственной помощи, а инвестиционные возможности частных компаний – от баланса спроса и предложения подвижного состава под перевозку и свободного ценообразования на услуги операторов.

Когда речь идет об инвестиционной программе ОАО «РЖД», необходимо помнить, что эта компания является основным заказчиком предприятий железнодорожного машиностроения. Это более 30 крупных производителей подвижного состава, железнодорожной техники и более 400 производителей запасных частей и комплектующих. Многие крупные и средние предприятия являются градообразующими. Фактически более 1/3 объёма инвестиционной программы ОАО «РЖД» остаётся в регионах, обеспечивая их социально-экономическую стабильность.

Другой немаловажный факт, напомнил Юрий Саакян, заключается в том, что ОАО «РЖД» – это одна из немногих компаний, при реализации инвестиционной программы которых весь объём добавленной стоимости остаётся в экономике России. По данным Росстата, в 2010 году всего 0,1% от общего объема инвестиций на железнодорожном транспорте пришелся на импортные машины и оборудование. Для сравнения, в электроэнергетике этот показатель составляет 13,4%, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – 8,6%.

В итоге железнодорожный транспорт является одним из наиболее действенных механизмов воздействия на российскую промышленность. Именно вложения в его развитие позволяют наиболее эффективно, в сравнении с другими естественными монополиями, «возвращать» инвестиционные деньги в российскую промышленность. Учитывая ориентированность железнодорожного транспорта на российские предприятия и высокую долю в заказе высокотехнологичной продукции, целесообразно использовать этот механизм с максимальной пользой для национальной экономики.