Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Дефицит полувагонов может заинтересовать ФАС

Текущий дефицит на рынке полувагонов достигает 16 тысяч единиц, подсчитали эксперты Института проблем естественных монополий. При этом происходящий на фоне дефицита передел рынка производства полувагонов и действия крупнейших игроков могут дополнительно увеличить цену и ставку предоставления полувагонов.

По оценке Института проблем естественных монополий, текущий дефицит полувагонов на сети РЖД в октябре 2017 года оценивается в размере около 16 тыс. полувагонов при условии сохранения существующих технологий управления парками вагонов, объемов порожних пробегов, временем ожидания следующей погрузки и т.п. В то же время ИПЕМ прогнозирует, что в декабре 2017 года дефицит парка снизится до 5-6 тыс. единиц за счет превышения поставки на сеть.

Передел рынка предоставления полувагонов, происходящий между УВЗ, входящим в Ростех, и ФГК, способен негативно отразиться в краткосрочном периоде на перевозках. Невывоз груза, вследствие смены оператора парка и логистики движения вагонов, может составить около 5-10 млн тонн щебня и угля в период октябрь-декабрь 2017 г.

На планы по выпуску новых полувагонов может повлиять и изменение условий предоставления производителям прав на тележку 18-100, которая используется в основной части парка. Это может привести к сокращению количества вагоностроительных заводов, выпускающих полувагоны, к снижению конкуренции на рынке производства и росту цен. В этом случае вопросы ограничения конкуренции могут заинтересовать ФАС России.

Нужно признать, что осуществляемая в настоящее время поддержка государством производителей вагонов может оказаться неэффективной. Возможной альтернативой могла бы стать разработка некоторыми заводами тележек, права на которые будут принадлежать им, а не другим производителям.

Напомним, что в 2017 году только в январе и феврале на сети наблюдался профицит парка в размере около 2 тыс. полувагонов. Начиная с марта возник незначительный дефицит парка полувагонов, который увечился к июлю-августу до 15 тыс. полувагонов. При этом, хотя за период январь-август 2017 г. было произведено около 26 тыс. полувагонов, общий парк с учетом списания увеличился только на 9 тыс. единиц.

Запрет на использование полувагонов с продленным сроком службы привел к существенному сокращению профицита полувагонов. Максимальный профицит парка на сети был зафиксирован в январе-феврале 2014 и январе-мае 2015 гг. и превышал 20 тыс. полувагонов.

Наличие профицита парка в предыдущие периоды не просто обеспечивало вагонами грузоотправителей, но обеспечивало их дешевыми вагонами, т.к. значительная доля парка не была в лизинге. В период 2015-2016 гг. были списаны полувагоны, не обремененные лизинговыми платежами и имеющие возможность работать по относительно невысоким ставкам. Таким образом к 2017 году выросла доля полувагонов с лизинговыми платежами, что увеличило затраты владельцев вагонов.

Заметим, что рост ставок на полувагоны в период 2015-2017 гг. пока не сопровождается существенным увеличением предложения на рынке.  Темпы обновления парка явно отстают от текущих потребностей в перевозках, создавая дефицит парка в 2017 году в отдельных районах погрузки.

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

Также по теме: