Новости ИПЕМ - Машиностроение

10 лет «Технике железных дорог»: от бюллетеня к научному журналу

18 февраля 2008 года при поддержке НП «ОПЖТ» увидел свет пилотный выпуск журнала «Техника железных дорог». Основа и предпосылки для создания журнала сложились гораздо раньше, чем из печати вышел первый номер. Так, вместе с образованием ИПЕМ появился бюллетень, выпускаемый силами сотрудников и распространяемый на различных отраслевых мероприятиях в кругу партнеров, интересантов. Аналитическая информация о железнодорожном машиностроении, публикуемая в нем, все более набирала популярность, была востребованной, поэтому в конце 2007 года возникла идея ежеквартально собирать статьи в журнал.

Интересно вспомнить момент, связанный с созданием логотипа издания. Дело в том, что он включает логотип ИПЕМ, который имеет отсылку к трем естественным монополиям (железнодорожный транспорт, электроэнергетика, транспортировка газа), но только повернут на 90° и тем самым немного похож на знак параграфа. И в этом был смысл первоиздания, начала. С тех пор логотип всегда ставится в конце каждой статьи, являясь символом завершенной мысли.

Обложка пилотного выпуска журнала

На протяжении года сторонних авторов у журнала не было, в связи с чем тяготы его наполнения лежали на плечах экспертов Института и НП «ОПЖТ», которые разбирали текущее состояние железнодорожного транспорта и машиностроения, давали экспертную оценку, комментировали происходящие события.

Благодаря актуальности содержания и широкому распространению с начала 2009 года журнал стал принимать на своих страницах статьи первых внешних авторов. Вместе со знаковым приходом в Россию современного зарубежного подвижного состава – электропоезда «Сапсан» – его техническое описание стало одним из первых настоящих «эксклюзивов» издания. Так зародились рубрики «Новые конструкторские разработки», «Показатели качества».

Подход «новая техника – подробное представление в журнале» постепенно стало принципом, которому редакция следует и по сей день. Так, именно «Техника железных дорог» стала той площадкой, где впервые широкой аудитории стали доступны технические и эксплуатационные характеристики газотурбовоза ГТ1, нового электровоза ЭП20, уникального двухэтажного пассажирского вагона, электропоезда нового поколения ЭГ2Тв, низкопольного трамвая R1 и многих других моделей подвижного состава.

Было непросто: серьезная отраслевая специфика требовала тщательной проработки материалов, авторские статьи не собирались в очередь, но журнал постепенно рос. В середине 2009 года журнал «Техника железных дорог» приобрел подписной индекс, войдя в каталог «Пресса России» и став доступным для всех специалистов России, стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Первое полугодие 2010 года принесло первых 7 подписчиков, второе – 11... Они до сих пор остаются с изданием!

Преобразования в 2010 году не закончились. Журнал поднялся на новую для себя ступень, получив аккредитацию ВАК при Минобрнауки России и войдя в перечень ведущих рецензируемых научных журналов.

Появление на страницах журнала научно-исследовательских институтов, аспирантов с их научными руководителями, ученых и высококлассных специалистов приносило новые интересные материалы. В 2012 году журнал постепенно стал менять и свое внешнее оформление, подчеркивая фундаментальность содержания.

Ежеквартальная периодичность задает свой ритм, научный статус диктует свои правила, консервативная отрасль накладывает определенный отпечаток и на подготовку материалов. Работа по некоторым статьям может тянуться до полутора-двух лет, потому что перед публикацией, включающей конкретные характеристики и показатели, техника должна успешно пройти испытания, сертификацию, оформиться в полноценный продукт. В конечном итоге в компании технический специалист должен как-то выкроить время для того, чтобы написать необходимую статью…

Знаковыми стали тематические журналы, посвященные дизелестроению, городскому рельсовому транспорту, пассажирскому подвижному составу. Многие статьи привлекли большое внимание, а читатели помнят их до сих пор: сравнение технологий безбалластного пути, анализ эффективности новых моделей полувагонов, перспективы развития инфраструктуры СПГ, беспилотный подвижной состав для метрополитена и другие. Статистические показатели железнодорожного машиностроения, включающие разбивку по предприятия отрасли, с первых номеров показали свою практическую ценность и востребованность в отрасли.

Максим Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», и сложно этому что-то противопоставить. Так, за 10 лет на страницах рубрики «История железнодорожной техники» авторами журнала было рассказано немало о тех промышленных гигантах, которые начали работать более чем 100 лет назад и заложили основы российского железнодорожного машиностроения. Это и история колыбели паровозостроения – Александровский завод, и становление Царскосельской дороги, и рождение Брянского машиностроительного завода, и завод братьев Струве (Коломенский завод), и более 250 лет истории градообразующего Усть-Катавского завода, и более чем 170-летняя история отечественного паровозостроения глазами завода «Красное Сормово», и символ эпохи – БАМ, и легендарные годы Калугапутьмаша, Людиновского, Путиловского заводов… Проиллюстрированные хроники показали главное – людей, чья увлеченность делом вдохновляет инженеров сегодня!

Редакция журнала выражает огромную благодарность всем авторам за идеи, темы, предоставляемые научные статьи, готовность к сотрудничеству и плотную, порой кропотливую работу. Благодарим своих читателей за отзывы, обратную связь, выбор журнала.

В январе этого года редакция проводила опрос, который показал, что все труды были не зря: более 82% читателей журнала оценили его актуальность и полезность на «хорошо» и «отлично». Но, несмотря на это, нельзя останавливаться на достигнутом и есть куда расти!

 

Елизавета Матвеева,
выпускающий редактор журнала «Техника железных дорог»

Техника железных дорог, № 1 (41), февраль 2018 года

 

С архивом выпусков журнала можно ознакомиться по ссылке.

По вопросам подписки: +7 (495) 690-14-26, vestnik@ipem.ru