Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Итоги работы Института проблем естественных монополий в 2011 году

  Пресс-релиз от 28 декабря 2011 года

В феврале 2011 года Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ, совместно с Юрием Удальцовым, директором по инновационному развитию ГК «Роснанотех», возглавил экспертную группу по направлению «Реформа естественных монополий» (Экспертная группа № 18), созданную для разработки предложений по корректировке Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия-2020). 17 августа был представлен доклад о промежуточных результатах работы подгруппы «Железнодорожный транспорт» в I полугодии 2011 года, который включал в себя анализ ситуации на железнодорожном транспорте и предварительный перечень предлагаемых мер по реформированию железнодорожной отрасли. В начале декабря экспертная группа закончила работу и представила в Правительство РФ доклад об итоговых результатах подгруппы, в рамках которого были представлены анализ текущей ситуации на железнодорожном транспорте, сценарный прогноз развития ситуации, выбор предпочтительного сценария и полный перечень предлагаемых мер по развитию железнодорожной отрасли. Доклад подгруппы вызвал широкое обсуждение в деловой среде и общественных кругах.

Уходящий год ознаменовался для Института реализацией совершенно нового направления в научно-практической деятельности: созданием уникальных программно-аналитических комплексов на основе собственных экономико-математических моделей. Первым таким продуктом стала
экспертно-аналитическая система iExpert, воплотившая в себе многолетний опыт работы и накопленные обширные экспертные знания ИПЕМ во всех ключевых областях исследований.

  
  
Программа iExpert является инструментом многовариативного моделирования предельно допустимых уровней роста стоимости электроэнергии, природного газа, нефтепродуктов и железнодорожных перевозок на основе прогнозных показателей Министерства экономического развития РФ. Актуальность создания системы iExpert обусловлена необходимостью соблюдения баланса интересов производителей (инфраструктурных отраслей) и потребителей их продукции и услуг (промышленности и населения) при ежегодном принятии решений о росте тарифов.
В мае ИПЕМ выиграл открытый конкурс ФКУ «Ространсмодернизация» на выполнение работ по разработке правовых основ функционирования перевозчиков на инфраструктуре железнодорожного транспорта в рамках Таможенного союза с учетом положений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года и Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта. По итогам данной работы были подготовлены предложения по содержанию нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление доступа перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и порядок оказания услуг, необходимых для реализации указанных документов. Работа выполнялась в тесном взаимодействии с причастными органами государственной исполнительной власти и всеми участниками рынка грузовых перевозок: ОАО «РЖД», частными операторами грузовых вагонов, крупнейшими грузовладельцами.

Специалистами ИПЕМ также был изучен опыт реформирования железнодорожного транспорта на территории Содружества независимых государств, оценено влияние реформ на перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении. В результате работы были выработаны рекомендации по практическому внедрению в России отдельных мероприятий реформ железнодорожного транспорта в странах СНГ, принесших положительные эффекты.

Ряд исследований ИПЕМ был посвящён проблематике пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. В частности, был обобщён и проанализирован мировой опыт организации перевозок в пригородном сообщении. Также ИПЕМ подготовил аналитический доклад о механизмах вывода пригородных пассажирских компаний на безубыточный уровень, который был представлен на «круглых столах» в Общественной палате РФ и Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.

По заказу отечественных потребителей вагонного литья был проведен анализ влияния кризисных явлений 2008-2009 годов на экономические показатели европейских производителей вагонного литья, поставляемого на железные дороги колеи 1520 мм. Было выявлено, что соотношение уровня цен на вагонное литье на российском рынке и стоимости основных ресурсов, потребляемых при его производстве, позволяло весь этот период европейским производителям сохранять положительную маржинальную прибыль.

В тесном взаимодействии с производителями и крупнейшими заказчиками грузовых вагонов Институт разработал «Методику расчета экономически обоснованных цен на грузовые вагоны и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла». Методика прошла всестороннее обсуждение и одобрение на заседаниях комитетов Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП ОПЖТ). Кроме того, в 2011 году было проведено два заседания Комиссии НП «ОПЖТ» по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику, работу которой организуют и координируют сотрудники Института.

В 2011 году ИПЕМ продолжил исследования для Министерства промышленности и торговли РФ. Логичным продолжением деятельности Института в области анализа антикризисной политики государства на федеральном уровне стала работа по оценке влияния структуры промышленного производства в отдельных регионах Российской Федерации на результативность мер государственной поддержки промышленности. Также для Минпромторга РФ был разработан инструментарий сценарной оценки влияния тарифной и ценовой политики в естественно-монопольных отраслях на конкурентоспособность отраслей промышленности России в рамках условий и целевых показателей кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов Правительства России.

На протяжении всего года эксперты ИПЕМ активно участвовали в работе различных отраслевых объединений и ведущих отраслевых конференций, делились своим экспертным мнением по актуальным проблемам, выступая на телевидении и радио. Представители Института приняли участие в обсуждении проблем развития отраслей и выступили с докладами на площадках Объединения производителей железнодорожной техники, Союза машиностроителей России, Государственной Думы и Общественной палаты РФ. Большой отклик среди отраслевых сообществ вызывали доклады делегатов Института на конференциях и форумах: энергетический форум
«ТЭК России в XXI веке», форум «АТОМЭКСПО 2011», II съезд железнодорожников, железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», форум «Российская электроэнергетика», форум «Машиностроение и инжиниринг в России и СНГ», конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

В течение 2011 г. представители ИПЕМ продолжили работу в составе различных экспертных и рабочих групп при федеральных органах исполнительной и законодательной власти, а также в Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте при Министерстве транспорта РФ и Комиссии при президенте ОАО «РЖД» по вопросам реформирования железнодорожного транспорта.

  
Делегация ИПЕМ на салоне "Экспо-1520"

Специалисты Института принимали активное участие в работе экспертных групп Российского газового общества, ряда комитетов и комиссий Российского союза промышленников и предпринимателей и Союза машиностроителей России. Признанный высокий уровень компетенции и репутация независимой экспертной организации обеспечили Институту регулярные обращения со стороны различных организаций для получения экспертных заключений и консультаций по самому широкому спектру вопросов отраслевого характера.

 7-8 сентября 2011 года при поддержке ИПЕМ была организована и проведена конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты» в рамках III Международного железнодорожного салона «Экспо 1520» – крупнейшего события в России, посвященного железнодорожному транспорту. Делегаты Института выступили на площадке с ключевыми докладами по вопросам развития
транспортного машиностроения и подвижного состава. Помимо этого Институт впервые был представлен со своим собственным выставочным стендом, на котором участники конференции могли ознакомиться с исследованиями и продуктами Института.
   
В 2011 году ИПЕМ продолжал пристально следить за состоянием промышленности России на основе расчета собственных альтернативных индексов, предоставляя актуальные мониторинги для Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ и всего делового сообщества в целом. В этом году к индексам, отражающим динамику производства и спроса на промышленную продукцию, были добавлены новые индексы, которые позволяют оперативно отслеживать динамику экспорта и импорта промышленной продукции. Значения индексов рассчитываются ежемесячно, а результаты публикуются на сайте Института и освещаются ведущими СМИ.

 
 
 
Также в 2011 году при поддержке НП «ОПЖТ» Институт выпустил 4 новых номера ежеквартального аналитического журнала «Техника железных дорог», который издается с 2008 года. Актуальная информация о состоянии транспортного машиностроения России, интересные материалы о новейших конструкторских разработках и последних отраслевых тенденциях, а также авторские статьи главных действующих лиц отрасли – все это позволило журналу подтвердить звание ведущего профильного издания и привлечь значительное число новых подписчиков. Активная поддержка издания со стороны НП «ОПЖТ» и отраслевого сообщества ежегодно способствует развитию издания и расширению освещения ситуации в отрасли на страницах журнала.