Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Мониторинг ставок операторов и цен на грузовые вагоны крайне актуален

6 ноября, 2018

Согласно перечню поручений Президента РФ по итогам состоявшейся 9 октября поездки в Ставропольский край, ФАС России будет необходимо обеспечить проведение мониторинга цен на грузовые вагоны и услуги по их предоставлению для перевозки грузов железнодорожным транспортом. Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян отметил целесообразность внедрения такой меры.

"Внедрение такого мониторинга является крайне актуальным, так как рынок предоставления вагонов высоковолатилен. К примеру, с января 2017 года по сентябрь 2018 года ставки предоставления полувагона, вследствие роста их востребованности для перевозки, выросли более чем на 70% до уровня 2 300 руб. за вагон в сутки. Подобные тренды наблюдаются и по другим родам вагонов. Например, ставка предоставления 40-футовой фитинговой платформы за аналогичный период увеличилась на 65-70% и превысила уровень 2 000 руб. за вагон в сутки, ставки предоставления крытых вагонов с объёмом кузова 138 куб. м увеличились на 60% до уровня 1 850 руб. Наблюдается значительный рост ставок и на зерновозы.

При этом в 2015 году ставка предоставления полувагонов составляла только около 25-30% от текущего уровня – в тот период компании операторы работали на грани и за гранью безубыточности.

Вслед за ростом ставок предоставления и ростом спроса на подвижной состав начался рост стоимости новых вагонов. Если в январе 2017 года цены на инновационные полувагоны (с повышенной осевой нагрузкой 25 тс) составляли 2,3-2,8 млн руб. (далее везде цены указаны без НДС), то в настоящий момент стоимость вплотную приближается к отметке в 4 млн руб. (цены на полувагоны находятся в диапазоне 3,5-3,9 млн руб.). На типовой полувагон (осевая нагрузка - 23,5 тс) цены увеличились с 2,1-2,3 млн руб. до 2,7-3,1 млн руб. На инновационные зерновозы цены превысили 4 млн руб. и находятся на уровне 4,2-4,4 млн руб. (в январе 2017 года цены были на уровне 2,8-3 млн руб.).

Мы ожидаем, что общая потребность в закупке новых вагонов в 2019-2030 годах составит до 550 тыс. единиц. В случае равномерного распределения объема производства по годам подобной потребности достаточно для обеспечения равномерной загрузки производственных мощностей вагоностроительных предприятий и умеренной ценовой нагрузки на потребителей. В то же время существуют крайне высокие риски наличия пиков и падения объемов производства вагонов в связи со слишком высокими объёмами закупок вагонов в периоды ажиотажного спроса.

Таким образом, мониторинг стоимости покупки новых вагонов и ставки предоставления, направленный на выявления стрессовых ситуаций на рынках производства и предоставления вагонов, необходим. При этом возможные негативные последствия подобного поведения рынков целесообразно нивелировать мягкими стимулирующими мерами экономического характера, например, налоговыми и финансовыми льготами".

Юрий Саакян,
генеральный директор,
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: