Публикации - Железнодорожный транспорт

В обсуждении продажи невозвратных ж/д билетов больше политики, чем экономики

Депутат Госдумы РФ Наталья Кувшинова в письме Министру транспорта РФ Евгению Дитриху предложила разрешить АО «Федеральная пассажирская компания» продавать невозвратные билеты в плацкарт и общие вагоны. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук в комментарии для «РИА Новости» рассказал о перспективах реализации идеи и влиянии этого на цену плацкартных билетов.

«Зачастую в обсуждении целесообразности введения невозвратных билетов АО «ФПК» на железнодорожном транспорте больше политики, чем здравого экономического смысла.

Высказываются мнения, что перевозчик должен продавать более дешевые невозвратные билеты на все поезда, на все направлениях, во всех классах обслуживания, включая наиболее дешевый – плацкартный.

Выполненный ИПЕМ мониторинг уровня цен на билеты в зависимости от глубины продажи на железнодорожном и авиатранспорте показал, что плацкартные билеты в «высокий сезон» перевозок на загруженных направлениях распродаются за 1-1,5 месяца до даты отправления поезда. Даже если кто-то сдает билеты, то они оперативно реализуются вновь. Перевозчик на таких направлениях в период максимальных перевозок в этом сегменте убытков не несет.

В то же время, во внепиковые периоды на направлениях с меньшим пассажиропотоком поезда идут с неполной загрузкой. На таких направлениях невозвратные билеты – это скорее не повод возместить убытки перевозчика, а маркетинговый ход, позволяющий ввести дополнительную категорию билетов. По оценкам ИПЕМ, риск возвратности билетов или финансовые потери перевозчика от возврата ежегодно составляют не более нескольких процентов. Необходимо также учитывать, что часть возвращенных билетов продается вновь перевозчиком, что снижает потери. Поэтому экономически оправданной выглядит скидка в несколько процентов от стоимости билетов.

Основным риском для пассажиров является то, что возможность возвращать железнодорожные билеты могла бы стать «наценкой» на их базовую стоимость, как это произошло в авиации. Там «базой» стал самый дешевый тариф с минимальным сервисом и максимальными потерями для пассажира в случае возврата. И даже тарифы класса «эконом+» тарифицируются существенно дороже, так как являются возвратными. Для железнодорожного транспорта «базой» пока является тариф в плацкарте, на который ориентируются перевозчики на железнодорожном транспорте.

Тарифы на перевозки в плацкарте устанавливаются ФАС России ниже себестоимости перевозок. Выпадающие доходы АО «ФПК» компенсируются субсидиями из федерального бюджета. Одной из задач, требующих решения при введении невозвратного тарифа в плацкарте, является расчет размера государственных субсидий АО «ФПК» в социально-значимом сегменте перевозок. Может возникнуть ситуация, при которой чем больше будет продано более дешевых невозвратных билетов, тем больший объем господдержки должен получить перевозчик. Таким образом важно, чтобы дополнительные скидки на билеты не оплачивались за счет федерального бюджета».

Полная версия публикации с кратким комментарием эксперта ИПЕМ доступна по ссылке

23 января, 2019

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: