Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2019 году: прогноз ИПЕМ

24 января, 2019

ИПЕМ проанализировал итоги погрузки на сеть ОАО «РЖД» в 2018 году и оценил перспективы ее изменения по видам грузов в 2019 году. По оценкам Института, рост объемов погрузки (год к году) на сети ОАО «РЖД» составит 1,6% – 1,9% до 1 311 млн т (без учёта погрузки на станциях Якутской железной дороги). Драйверами роста выступят зерно, минеральные удобрения, железная и марганцевая руда, каменный уголь, чёрные металлы.

Согласно данным ОАО «РЖД», за 12 месяцев прошлого года железнодорожным сообщением отправлено 1 286 млн тонн грузов (здесь и далее статистика приведена без учета погрузки грузов на станциях Якутской железной дороги), что на 1,98% больше аналогичного показателя в 2017 году. Объем погрузки стал рекордным после кризисного 2008 года.

На 2019 год ИПЕМ прогнозирует рост в пределах 1,6% – 1,9% по отношению к 2018 году. Рост погрузки выше среднего ожидается в перевозке зерна, минеральных удобрений, железной и марганцевой руд, металлов, каменного угля. На уровне, близком к показателям 2018 года, останутся лесные грузы (рост погрузки во внутреннем сообщении и снижение экспорта), нефть и нефтепродукты (ожидается незначительное снижение). Падение погрузки ожидается у строительных грузов.

По итогам 2018 года существенный вклад в рост погрузки внес каменный уголь. Годовой объем погрузки составил 371,3 млн тонн, что на 3,6% больше результата 2017 года. В 2019 году ИПЕМ ожидает сохранения положительной динамики погрузки в связи с сохранением благоприятной конъюнктуры на внешнем рынке. Росту погрузки на экспорт также будут способствовать активно развивающиеся перевалочные мощности в портах. Например, АО «Ростерминалуголь» продолжает оптимизировать работу существующего технологического оборудования и вводить в эксплуатацию новое. Так, в конце 2018 года был запущен в эксплуатацию новый тандемный вагоноопрокидыватель.

Одним из ограничивающих факторов роста погрузки угля на экспорт является высокая загрузка существующей железнодорожной инфраструктуры. Для увеличения экспортных отправок участникам перевозочного процесса будет необходимо продолжить совместную работу по оптимизации перевозочной деятельности и оценить возможность перевозки по альтернативным направлениям (например, увеличения отправок через погранпереходы Азии или в направлении альтернативных портов).

Химические и минеральные удобрения. Погрузка химических и минеральных удобрений в прошлом году увеличилась на 3,7% (к 2017 г) до 59,2 млн тонн. ИПЕМ ожидает, что аналогичная динамика роста сохранится и в 2019 году. Росту погрузки, в том числе, будет способствовать развитие производственных мощностей. Так, ПАО «Акрон» на производственной площадке в Великом Новгороде реализует проект строительства установки гранулированного карбамида мощностью 2000 тонн в сутки (планируемый срок запуска производства – 2019 год). В 2019 и 2023 годах ОАО «КуйбышевАзот» планирует ввести мощности по производству сульфат-нитрат аммония более чем на 500 тыс. т. в год, АО «ФосАгро-Череповец» планирует увеличение в 2019 году мощностей по азотным удобрениям на 300 тыс. т. в год. Кроме того, ОАО «РЖД» в конце 2018 года установило скидку 32% на экспортные перевозки ряда минеральных удобрений со станций Азотная и Новгород-на-Волхове на станцию Мурманск до конца 2019 года.

Зерно. Погрузка зерна в 2018 году составила 27,1 млн тонн, что на 22,6% больше результата 2017 года. В первой половине года прирост составлял существенные 50% в годовом выражении, но во втором полугодии в отдельные месяцы наблюдалось снижение объемов перевозки зерна, что связано с «высокой базой» второй половины 2017 года. По мнению Института, в 2019 году погрузка зерна продолжит расти, однако, темпы роста существенно сократятся. По оценкам ИПЕМ, погрузка зерна в 2019 году может составить 28-29 млн тонн. Ограничивать погрузку могут несколько факторов, среди которых: отмена ОАО «РЖД» скидки в рамках тарифного коридора с 1 января 2019 года, неблагоприятная конъюнктура на внешнем рынке, высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам юга и меньший урожай зерна. В то же время необходимо отметить, что правлением ОАО «РЖД» в конце 2018 года принято решение по установлению скидки 50% до конца 2020 года на экспортные перевозки ряда зерновых грузов через пограничную передаточную станцию Самур (эксп.) с дальнейшим проследованием погранперехода Беюк-Кясик – Гардабани.

Лесные грузы. Погрузка лесных грузов за 12 месяцев выросла на 5,6% (к 2017 году) до 45,7 млн тонн. С учетом проводимой государством политики по стимулированию переработки древесины на территории РФ ИПЕМ ожидает в 2019 году рост погрузки во внутреннем сообщении при сохранении экспортных перевозок на уровне 2018 года.

Нефть. Вопреки прогнозам, в 2018 году погрузка нефти и нефтепродуктов выросла до 236,4 млн тонн за 12 месяцев, что на 0,4% больше результата 2017 года. Одной из причин такой динамики стала переориентация части нефтепроводов ПАО «Транснефть» в нефтепродуктопроводы и возвращение предприятий к отправкам сырой нефти железнодорожными цистернами. В то же время железная дорога теряет существенные объемы перевозок дизельного топлива, что связано с вводом в эксплуатацию первого этапа нефтепродуктопровода «Юг» и рядом других проектов развития трубопроводного транспорта. ИПЕМ ожидает в 2019 году сохранение или незначительное снижение погрузки в этом сегменте.

В 2019 году на железнодорожном транспорте Институт прогнозирует снижение погрузки сырой нефти, что связано с реализацией проектов по строительству нефтепроводов. Например, уже в 2019 году будет виден эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 году соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО. Однако падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом погрузки по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов.

Строительные грузы стали «аутсайдером» по итогам 2018 года. Погрузка в сравнении с 2017 годом снизилась на 6,8% до 123,8 млн тонн. В текущем году темпы падения сократятся и объем погрузки может не достигнуть уровня 120 млн тонн. Негативная динамика также будет наблюдаться по погрузке цемента. Одна из причин снижения погрузки всех строительных грузов - переключение грузоотправителей на альтернативные виды транспорта. Например, по итогам 2018 года с предприятий изготовителей цемента было отгружено на железнодорожный транспорт 25,1 млн тонн продукции, что на 6,5% меньше, чем в 2017 году, а производство цемента в стране сократилось менее значительно.

Черные металлы по итогам 2018 года продемонстрировали рост погрузки 7% (к 2017 году) до 78,1 млн тонн, при этом объемы на внутреннем сообщении и на экспорт увеличились синхронно (+7,2% и +6,8% к предыдущему году соответственно). В 2019 году имеются предпосылки ожидать умеренный рост погрузки. Однако, стоит отметить, что объёмы экспорта в значительной степени зависят от тарифной политики стран-потребителей металлопродукции, а также действия различных пошлин. Так, с 23 марта 2018 года относительно России действует американская заградительная пошлина на сталь. С 17 июля 2018 года Европейская комиссия ввела временные антидемпинговые пошлины в отношении импорта из всех стран 23 видов стальной продукции, включая стальной прокат, трубы и прочее.

Годовой объем погрузки железных и марганцевых руд составил 116,7 млн тонн, что на 5,7% больше, чем в 2017 году. По оценкам ИПЕМ, в 2019 году рост может незначительно замедлиться, но в целом объем погрузки может превысить 120 млн тонн.

«Заметным падением объемов погрузки по итогам 2018 года охарактеризовался такой узкий сегмент как мороженая рыбопродукция. На железную дорогу за январь-декабрь погружено 276 тыс. тонн, что на 17% ниже уровня 2017 года, – отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – При этом ушедший год ознаменовался в России рекордным уловом рыбы, порядка 5 млн тонн (+4,2% к предыдущему году)».

Как ранее отмечал ИПЕМ, средняя ставка предоставления полувагона в 2018 году находилась на уровне 2250 руб. в сутки (долгосрочные и «спотовые» контракты), что на 27% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. Возможный профицит полувагонов на сети в 2019 году может привести к снижению ставки и спроса на подвижной состав. По крытым вагонам (объемом кузова 138 куб. м) средняя ставка предоставления в 2018 году находилась на уровне 1790 руб. в сутки, что на 35% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. По оценкам ИПЕМ, ставки на крытые вагоны продолжат расти в текущем году. Средняя ставка предоставления нефтебензиновых цистерн в 2018 году находилась на уровне 960 руб. в сутки, что на 14% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года. В среднесрочной перспективе на фоне переключения нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт ожидается стабилизация ставки.

Большая часть участников ранее проведенного Институтом опроса также предполагает, что ставки предоставления вагонов вырастут по всем массовым видам грузов, при этом больше всего ожидается рост ставок на фитинговые платформы (отметили 86% опрошенных) и крытые вагоны (76%). По нефтебензиновым цистернам роста ставок ожидает 64% респондентов, но при этом 18% указали, что ждут их снижения.

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 
Также по теме: