Новости ИПЕМ - ТЭК

Проблемы глобализации естественных монополий

Пресс-релиз от 30 ноября 2005 года

29-30 ноября в Москве проходил III Международный форум «ГАЗ РОССИИ-2005». Основное внимание второго дня Форума было посвящено проблемам глобализации мирового энергетического рынка и меняющейся роли России как одного из важнейших мировых поставщиков энергоносителей

В ряде докладов было наглядно показано, что в современных условиях российские и международные энергетические рынки трансформируются в трансконтинентальные. Фактически, происходит конвергенция нефтяного и газового рынка в единый рынок углеводородов.

В этой связи, стратегия международной деятельности российской газовой отрасли должна носить не мозаичный, как сегодня, а системный характер, учитывающий новые реалии глобальной экономики. Необходима единая политика РФ в энергетическом секторе и координация российских международных газовых проектов с мировыми. Сейчас у России появился шанс стать ключевым системным оператором всей евразийской газовой системы, о планах по созданию которой уже заявляют ряд стран Европы и Азии.

Более того, эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что аналогичная ситуация складывается не только в газовом секторе, но и в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте, где доминируют российские естественные монополии – РАО ЕЭС и РЖД. Необходимо признать, что в условиях нарастающей глобализации мировой экономики российские естественные монополии могут и должны стать ключевыми игроками на глобальном энергетическом и транспортном рынках мира.

Понимание этого факта в корне меняет стратегию реформирования естественных монополий, для которых важнейшую роль приобретает не столько развитие конкуренции на внутреннем рынке, сколько повышение их конкурентоспособности на внешних рынках.

Генеральный директор ИПЕМ Ю. Саакян уверен, что в условиях глобализации наши естественные монополии получают широкие возможности по использованию уникальных газотранспортной, электроэнергетической и железнодорожной инфраструктуры для укрепления своего международного положения как системных интеграторов (операторов), управляющих транспортными потоками в масштабах всего евразийского континента.