Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Промышленность России: итоги октября 2021 года

11 ноября, 2021

ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленности России в октябре 2021 года. По оценкам института, продолжается значительный рост производства и спроса на промышленную продукцию, однако нарушение глобальной цепочки поставок полупроводниковых компонентов и магния грозит сокращением объёма выпуска в автопроме, чёрной и цветной металлургии и других отраслях.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – в октябре 2021 года значительно выросли: индекс производства – на 11,0% (+9,6% за период январь – октябрь 2021 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс спроса – на 5,5% (+3,2%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно октября 2020, если не указано иное). При сравнении с октябрем 2019 года значение индекса ИПЕМ-производство также растет – на 5,6%, при этом значение индекса ИПЕМ-спрос снижается на 0,5%. О методологии расчета индексов – в справочной информации.

Продолжается рост спроса на продукцию добывающих отраслей: +5,8% (+4,5% за период январь – октябрь 2021 года).

В октябре 2021 года продолжила увеличиваться добыча нефти: +8,5% до 45,9 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 3,0% (20,0 млн тонн). При этом с августа уровень добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ продолжает ежемесячно увеличиваться на 400 тыс. барр. в сутки, что, как ожидается, позволит и дальше наращивать добычу и экспорт.

В октябре 2021 года темпы падения экспортных поставок газа снизились до 1,0% относительно аналогичного периода прошлого года. Продолжает сохраняться низкий уровень заполненности ПХГ в Европе (76,6% в октябре 2021 года против 94,9% в октябре 2020 года). При этом спотовые цены на газ в Европе октябре превысили исторические максимумы и достигли уровня более 1,9 тыс. долл/тыс. куб. м.

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности вырос в октябре 2021 года на 5,4% к сентябрю 2020 года (+4,0% за период январь – октябрь 2021 года).

Внутренний спрос на черные металлы в октябре 2021 года вырос на 8,9% (-1,3% за период январь – октябрь 2021 года), экспортные поставки также увеличились на 9,5% (+6,5%) на фоне обратного снижения размера экспортных пошлин с сентября до 5% – уровня начала года.

Спрос на цветные металлы в октябре 2021 года со стороны внутреннего рынка продолжил значительный рост (+56,8%, +33,8%), поставки на внешний рынок, напротив, сократились (-13,8%, -12,6%). Спрос на химические и минеральные удобрения в октябре 2021 года снизился на внутреннем рынке (-3,8%, -1,8%), поставки на внешний рынок продолжили расти (+14,1%, +5,3%). Одной из причин роста экспорта стало сокращение мирового производства азотных удобрений, требующих большого объёма природного газа, цены на который значительно выросли.

Экспортные поставки цемента в октябре 2021 года увеличились на 4,0% (+1,7%), внутренний спрос на цемент снизился на 0,4% (+2,6%). Динамика внутреннего спроса на цемент хорошо коррелирует с динамикой в строительстве. По данным Росстата в сентябре 2021 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», незначительно увеличился на 0,1% относительно аналогичного периода прошлого года (+6,0% за период январь – сентября 2021 года), однако по итогам октября динамика может уйти в зону отрицательных значений.

Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в октябре 2021 года сократился на 4,9% к октябрю 2020 года (-4,7% за период январь – октябрь 2021 года). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в октябре 2021 года продолжила расти к аналогичному периоду прошлого года (+24,6%; +18,5% за период январь – октябрь 2021 года) за счёт роста поставок на внутренний рынок – на 33,2% (+19,7%), при этом поставки в экспортном направлении сократились на 15,6% (+1,0%).

Производство легковых автомобилей по данным Росстата в сентябре 2021 года сократилось на 25,5% (+20,5% за период январь – сентябрь 2021 года). По данным АЕБ продажи в октябре 2021 года также сократились на 18,1% (+10,5% за период январь – октябрь 2021 года). К причинам падения относится дефицит автомобилей, возникший в результате нехватки комплектующих (преимущественно микросхем), выпуск которых был сокращен из-за пандемии коронавируса.

«Текущий год наглядно демонстрирует российской и мировой промышленности степень зависимости от импорта из Китая и риски, которые при этом возникают, — рассказал заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. — Вслед за дефицитом полупроводниковых компонентов обострилась проблема дефицита магния на мировом рынке, основным поставщиком которого также является Китай. К высокотехнологичным отраслям, таким как автопром, уже несколько месяцев испытывающим проблемы с комплектующими, добавились чёрная и цветная металлургия, включая производство широкого перечня готовой металлургической продукции. Этот локальный кризис — наглядное подтверждение необходимости импортозамещения в наиболее зависимых от импорта сферах, причём вопросы национальной безопасности в ряде случае могут превалировать над соображениями экономической целесообразности».

Дополнительно:


Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: 

Справочная информация:

Расчет индексов основывается на косвенных интегральных показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью – потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте.

В основу расчета индекса промышленного производства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством производства для любого промышленного процесса. Индекс рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов.

Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос) рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную продукцию в экономике.