Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Государству необходимо принять меры, направленные на выравнивание условий конкуренции с китайскими производителями

Пресс-релиз от 4 июля 2007 года 

4 июля в Интерфаксе состоялась пресс-конференция Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в ходе которой обсуждались возможные риски для российской экономики, вызванные китайской внешнеэкономической экспансией. По мнению участников мероприятия, эти риски целесообразно учесть в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития России до 2020 года, разрабатываемом сейчас в правительстве, с целью корректировки торгово-экономических отношений с Китаем в виду множества преимуществ китайской экономики.

По словам Генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, «правительство Китая выбрало в качестве экономического приоритета экспортную ориентацию экономики. В рамках проведения соответствующей промышленной политики, Китай оказывает национальным производителям государственную поддержку в виде установления экспортных квот, прямого субсидирования высокотехнологичных отраслей через систему налоговых льгот и различных дотаций, льготного кредитования, включая практику выдачи «невозвращаемых кредитов», компенсации за счет средств государственного бюджета расходов на НИОКР и техперевооружение, привлечения прямых иностранных инвестиций. Общая сумма субсидий и преференций на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП (в России - немногим более 0,7%).  Кроме того, одним из главных преимуществ китайской экономики является низкая стоимость рабочей силы и земли, что существенно снижает издержки на производство любой продукции. Столь значительная господдержка не позволяет российским производителям на равных конкурировать с китайскими компаниями».

По прогнозам экспертов ИПЕМ, уже в 2007 г. Россия лишится положительного сальдо в торговле с Китаем. Так, в январе 2007 г., по данным ФТС РФ, российский экспорт сократился на 10,5%, тогда как импорт товаров из Китая вырос на 58%. При этом половину российского экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы, а доля продукции машиностроения в поставках из России в КНР сократилась до (!) 2%-3% против 20% несколькими годами ранее. В тоже время Китай все активнее увеличивает поставки в Россию наукоемкой и технологически сложной продукции машиностроения и металлургии (электроника, оборудование, трубы). Эксперты ИПЕМ объясняют сложившуюся тенденцию, прежде всего, тем, что машиностроение, металлургия, ряд других отраслей, в соответствии со стратегией выхода Китая на мировые рынки были включены в список отраслей, которым оказывается целенаправленная государственная поддержка.

По мнению Генерального директора ИПЕМ, наибольший ущерб в результате неравных условий конкуренции могут понести российская металлургия, автомобилестроение и нефтехимия. При существующих темпах развития китайской металлургии уже через несколько лет часть российских металлургических компаний может лишиться традиционных рынков сбыта, как  внутри страны, так и за рубежом. За первые 4 месяца 2007 г. экспорт китайской стальной продукции в стоимостном выражении вырос на 170,5%. Объем поставок из Китая, например, насосно-компрессорных труб в Россию с 2004 по 2006 г. увеличился на 4587 (!)%. Кроме того, череда антидемпинговых мер в странах Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Латинской Америки (на апрель 2007 г. антидемпинговые разбирательства инициированы в 11 странах) против стального проката из Китая может вынудить китайских производителей перенаправить поставки в Россию, что дестабилизирует рынок и, в конечном счете, приведет к вытеснению отечественных товаропроизводителей.

Продукция машиностроения в структуре официального китайского экспорта в Россию занимает 20%, в 2005 г. её объем увеличился на 70,1% - до 2,66 млрд долл. При этом китайская сторона выступает за снижение российских импортных пошлин на данную продукцию. Импорт транспортных средств возрос на 52,9% и достиг в 2005 году 245,15 млн долл. Рост продаж китайских автомобилей в России в 2006 году составил 400%, что ставит под угрозу программу развития российского автомобилестроения.

С 2005 года активно наращивается импорт продукции китайской химической промышленности (+56,1% к 2004 г.), достигший 770,13 млн долл. Особенно быстро росли поставки пластмасс и изделий из них (+66,9%), составившие 353,92 млн долл. Вместе с тем, Китай применяет антидемпинговые меры в отношении российских производителей нефтехимии, что привело к сокращению поставок в Китай на 30%.

По мнению Юрия Саакяна, в конкурентной борьбе с китайскими компаниями ключевую роль в долгосрочной перспективе будет играть государственная поддержка национальных производителей с целью создания равных условий конкуренции с китайскими товарами.  Как показывает мировая практика, без привлечения активных государственных механизмов поддержки, фактически невозможно бороться с демпинговыми преимуществами китайских производителей. При этом быстрый наплыв китайских товаров может привести не только к снижению объемов производства и реализации продукции российских предприятий, уменьшению налогооблагаемой базы, но и существенно затрудняет возврат значительных инвестиций, вложенных частными компаниями в промышленность за последние 10 лет, что, в свою очередь, способно нанести серьезный ущерб всей российской экономике. Особую опасность это представляет для отраслей с продолжительными инвестиционными циклами и большим объемом капиталовложений, таких как машиностроение, металлургия, химия и нефтехимия.

«С целью выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке, - считает Ю.Саакян, - целесообразно рассмотреть отказ России от  преференционного режима торговли с Китаем, поскольку по всем критериям (и по размеру экономики, и по структуре торговли между Китаем и Россией, и по конкурентоспособности китайской продукции) Китай выбивается из списка стран, пользующихся этим режимом. Кроме того, российское правительство может воспользоваться принятыми и широко используемыми в мире мерами по поддержке национального производителя. Среди них, например, инициирование антидемпинговых и антидотационных расследований (только за 2005 г. 18 стран и регионов мира провели 63 антидемпинговых расследования, под которые подпали порядка тысячи наименований китайской продукции). Не менее эффективными мерами являются импортное квотирование, добровольное ограничение экспорта, а также разработка четких правил приграничной торговли, что перекрыло бы основные каналы «серого» импорта китайской продукции».

«России нужно максимально эффективно использовать тот короткий промежуток времени, который остается до вступления страны в ВТО», - подчеркнул Генеральный директор ИПЕМ.