Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Настало время скорректировать законодательное определение понятия «естественная монополия»

Пресс-релиз от 4 октября 2007 года

Сегодня генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом, посвященным состоянию и перспективам тарифного регулирования в естественно-монопольном секторе, на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Юрий Саакян отметил, что определение понятия «естественная монополия» в законодательстве достаточно размыто. Это приводит к тому, что регулируются не только естественно-монопольные сферы, но и конкурентные. В то же время Правительством РФ запланировано сокращение сферы государственного регулирования: в электроэнергетике – свободное ценообразование для промышленных потребителей, в газовой отрасли – ценообразование по принципу «net back».   

 По мнению руководителя ИПЕМ, сокращение сферы тарифного регулирования и упразднение инструментов госрегулирования может привести к ухудшению социально-экономического положения в стране вследствие существенного отклонения реального положения дел от прогнозов Минэкономразвития РФ.

Правительство планирует снижение темпов роста тарифов на услуги естественных монополий к 2020 г. до 1-2% в год. Однако достижение таких показателей, по мнению Юрия Саакяна, представляется проблематичным. Во-первых, рыночное ценообразование подразумевает сокращение до минимального уровня вмешательства государства в этот процесс, а неизбежный в этой связи недостаток электроэнергии и газа на рынке приведет к росту цен на них. Во-вторых, необходимость реализации масштабных инвестпрограмм естественных монополий вызовет рост инвестиционной составляющей в тарифе в несколько раз. В-третьих, переход на ценообразование на газ по системе net back поставит внутренние цены на газ в зависимость от мировой цены нефти.

Юрий Саакян подчеркнул, что, в случае увеличения роста цен свыше запланированного, у государства не будет эффективных инструментов для изменения рыночного ценообразования. Так, государство уже вышло из сферы регулирования и контроля качества товаров и услуг естественных монополий. В соответствии с законом о техрегулировании, государство контролирует лишь вопросы безопасности продукции и услуг, подразумевая, что вопросы качества отрегулирует рынок. Но монополии отличаются от других компаний тем, что в сфере их деятельности нет рынка. По факту рост цен на услуги естественных монополий жестко не связан с новым качеством их продукции.

Еще одна проблема заключается в том, что у государства нет эффективного инструмента прогнозирования влияния тарифной политики на социально-экономическую ситуацию в стране. Составленные на ближайшие годы прогнозы не учитывают даже фактор разгона цен в экономике, неизбежный при выполнении масштабных заказов естественных монополий и других отраслей промышленности, которые спровоцируют рост цен на востребованную продукцию.

В связи со всеми вышеперечисленными проблемами генеральный директор ИПЕМ отметил, что настало время скорректировать законодательное определение понятия «естественная монополия» и определить естественно-монопольные сектора, в которых необходимо безусловно сохранить государственное регулирование тарифов, а также необходимо еще раз серьезно оценить риски, связанные с планами по сокращению сферы госрегулирования тарифов.