Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Транзитная транспортная инфраструктура России: современные вызовы

Пресс-релиз от 24 марта 2006 года

Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) 21-22 марта приняли участие в 11-ой Московской международной конференции по транспорту и логистике «ТрансРоссия 2006».

В рамках своего доклада «Транзитная транспортная инфраструктура России: современные вызовы» руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института Владимир Савчук отметил, что в настоящее время рынок контейнерных перевозок, является одним из самых динамичных. Его объем ежегодно растет на 8-10 % в течение последних 20 лет. Основные транзитные контейнерные перевозки осуществляются морским транспортом. Его доля в общем объеме занимает более 90%. При этом, в силу роста объемов перевозок, неизбежен частичный прирост объемов контейнерных перевозок железнодорожным транспортом за счет годового прироста международного грузооборота.

Основной рост объемов перевозок происходит в азиатско-тихоокеанском регионе и связан с ростом его экономики. В частности, объём контейнерных перевозок между Европой и Азией на настоящее время составляет более 75 млн. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Прогноз на 2010 г. – более 100 млн. ДФЭ.

Однако, несмотря на очевидно выгодное географическое положение России для транзитных грузопотоков, проходящих по ее территории, их доля от общего грузооборота между Европой и Азией составляет лишь 0,1%. Одной из главных причин столь незначительной роли России является консолидация государств, международных финансовых структур и крупных международных  логистических компаний с целью создания транспортных коридоров в обход территории России.

Исходя из вышеперечисленных фактов, по мнению В. Савчука, необходимо подключение внешнеполитических институтов российского государства во главе с руководством страны для реализации национального транзитного потенциала на мировом рынке транспортных услуг. Пропускная способность российской транзитной инфраструктуры должна быть не менее десятой части транзитных грузопотоков между Азией и Европой, что составляет в перспективе не менее 10 млн. ДФЭ или более $10 млрд. доходов от транзита. При этом основной комплекс услуг должен оказываться на территории России, включая услуги логистических центров и портовой инфраструктуры.

Институт проблем естественных монополий выступил с предложением разработки государственной политики, направленной на реализацию транзитного потенциала России и  создания координирующего органа под руководством Президента страны или Правительства РФ с целью развития транзитного грузопотока через инфраструктуру России.