Новости ИПЕМ - Межотраслевые исследования

Экспертное мнение: О решении Правительства РФ по темпам роста тарифов на услуги естественных монополий

На последнем заседании Правительства РФ под председательством Виктора Зубкова, состоявшемся 6 мая 2008 г., принято решение одобрить инициативы Минэкономразвития России о дополнительном росте цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на перспективу до 2011 года.

Прогноз роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, одобренный Правительством РФ, %

 
 
Прогноз
 
2008
 
2009
 
2010
 
2011
 
 Инфляция
 
 
 Новый
 
 
 9-10,5
 
 
 6-7,5
 
 
 5-7
 
 
 5-6,8
 
 
 Старый
 
 
 6-7
 
 
 5,5-6,5
 
 
 5-6
 
 
 
Электроэнергия
 
 Конечные цены в среднем
 
 
 для всех категорий потребителей
 
 
 Новый
 
 
 16,7
 
 
 26
 
 
 22
 
 
 18
 
 
 Старый
 
 
 16-17
 
 
 15-16
 
 
 13-15
 
 
 
 Для населения
 
 
 Новый
 
 
 14
 
 
 25
 
 
 25
 
 
 25
 
 
 Старый
 
 
 14
 
 
 15
 
 
 18
 

 

 

 

 
Газ
 
 Регулируемые оптовые цены в среднем
 
 
 для всех категорий потребителей
 
 
 Новый
 
 
 28,6
 
 
 19,9
 
 
 28
 
 
 40
 
 
 Старый
 
 
 25
 
 
 27,7
 
 
 27,7
 
 
 
 Для населения
 
 
 Новый
 
 
 25
 
 
 25
 
 
 30
 
 
 40
 
 
 Старый
 
 
 25
 
 
 27,7
 
 
 27,7
 
 
 
Железнодорожные перевозки
 
 Грузовые перевозки
 
 
 Новый
 
 
 8*
 
 
 12,5-14
 
 
 9,7-13,7
 
 
 10-14
 
 
 Старый
 
 
 11
 
 
 9
 
 
 8
 
 
* - дополнительно с 1 июля 2008

Рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий является одним из важнейших факторов инфляции во всех секторах экономики. Общий вклад естественно-монопольного сектора в рост потребительских цен составляет 30-40% в относительном выражении. Поэтому столь интенсивное повышение цен и тарифов в данных секторах, стимулирующее дополнительные инфляционные ожидания, будет одним из основных препятствий на пути нового Правительства в борьбе с инфляцией.

По предварительным оценкам Минэкономразвития России, дополнительный вклад в инфляцию при данных темпах повышения цен в абсолютном выражении составит 1-1,5% в среднегодовом исчислении. Такой прогноз представляется совершенно необоснованным. Более того, на фоне резкого увеличения темпов инфляции, которое началось с августа прошлого года, утверждение столь высоких темпов роста тарифов представляется особенно опасным. Прогноз инфляции на 2008 г. пересматривается Минэкономразвития России почти каждый месяц и даже самый последний прогноз инфляции в 10,5% при текущих 6,8% (по состоянию на 12 мая), очевидно, является слишком оптимистичным.

Обоснованием решения о росте тарифов естественных монополий называют необходимость обеспечения экономически обоснованной доходности их субъектов. На наш взгляд, для этой цели такой рост тарифов не нужен. Продемонстрируем это для каждой естественной монополии.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

В электроэнергетике обоснованием роста тарифов является необходимость реализации заявленных масштабных инвестиционных программ энергетиков и утвержденной Правительством в феврале 2008 г. Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. (далее - Генсхема). Но:

Во-первых, столько энергомощностей просто не нужно.

По расчетам Института проблем естественных монополий, прогнозы электропотребления Генсхемы завышены в 2 раза, а потребность в новой мощности и необходимый объем инвестиций в 1,5–1,8 раза. Часто на это энергетики отвечают: не надо беспокоиться, т.к. все равно столько, сколько заложено в Генсхеме, электроэнергетики построить не смогут. Но ведь затраты на «то, что не смогут построить» уже будут заложены в тариф.

Необходимо, чтобы тарифная политика базировалась на адекватных прогнозах электропотребления.

Во-вторых, для целей масштабной реновации энергомощностей именно не за счет тарифа и затевалась реформа электроэнергетики.

Реформа электроэнергетики заканчивается в этом году, топ-менеджмент РАО «ЕЭС России» докладывает об успешности ее завершения. И в той связи непонятно, почему это сопровождается скачком тарифов на электроэнергию. Получается, что рынок в электроэнергетике создавали ради рынка, да еще и с отрицательным эффектом - ростом издержек в отрасли и ростом цен на электроэнергию для потребителей.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Резкое увеличение темпов роста тарифов на железнодорожном транспорте обосновывается включением инвестиционной составляющей в железнодорожный тариф на 2009-2011 гг. Дополнительная индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, предусматривающая инвестиционную составляющую, составит: в 2009 - до 1,5%, в 2010 году - до 4%, в 2011 году – 4%. Указанный размер дополнительной индексации позволит ОАО «РЖД» привлечь в 2010-2011 годах дополнительные инвестиционные средства в размере около 120 млрд. рублей на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Актуальность решения о введении инвестиционной составляющей в тариф вызвана корректировкой источников финансирования, предусмотренных в проекте Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Фактически, решение Правительства РФ означает частичное финансирование строительства новых железнодорожных линий за счет пользователей услуг железнодорожного транспорта вместо ранее предусмотренного финансирования из бюджета РФ.

По оценке Института проблем естественных монополий, для сохранения параметров инфляции в приемлемых рамках более целесообразным было бы сохранение ранее запланированных источников финансирования строительства новых железнодорожных линий, т.е. за счет средств федерального бюджета

ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

В отличие от электроэнергетики и железнодорожного транспорта, повышение тарифов на газ не связывается напрямую с финансированием инвестиционной программы газовой отрасли. Цель перехода к принципу net back (т. е. к равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки) заключается в стимулировании

1) газосбережения со стороны потребителей;

2) добычи газа со стороны независимых производителей.

Таким образом, повышение тарифов на продукцию газовой отрасли является лишь одним из рычагов государственного экономического регулирования. А все крупные инвестиционные проекты в отрасли (добыча газа на Ямале, на арктическом шельфе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, строительство внутренних и экспортных трубопроводов) будут оплачены вне зависимости от величины внутреннего тарифа.

Рост тарифов на газ, тем более столь резкими темпами, как это сегодня предлагается Правительством, приведет не только к росту инфляции, но и к существенному падению уровня жизни населения и рентабельности промышленного производства. Рост цен на газ неизбежно вызовет также цепное повышение себестоимости электроэнергии, что не замедлит сказаться на уровне тарифов энергокомпаний.

В этой связи встает вопрос: насколько оправдан подобный метод государственного регулирования? Как показывает опыт стран ЕС, рост цен на газ сам по себе не оказывает никакого существенного влияния на газопотребление. Единственное, чему он способствует, - это снижение темпов роста ВВП, поскольку новым игрокам становится сложнее войти в газоемкие отрасли экономики.

Вместе с тем существует масса альтернативных способов стимулировать энергосбережение. И, как показывает практика и подсказывает здравый смысл, лучшим среди них являются не ценовое давление, а налоговое стимулирование, а также иные методы выработки у потребителей положительных, а не отрицательных стимулов к внедрению энергосберегающих технологий и модернизации производства.

Что касается создания дополнительных стимулов для роста добычи газа со стороны независимых производителей, то следует констатировать, что это не более чем дополнительные меры, основные же проблемы независимых и нефтяных компаний, работающих в газовом секторе, не связаны с тарифным регулированием. Основная проблема независимых производителей – это доступ к трубопроводной инфраструктуре. Это и есть главная сила, тормозящая увеличение независимыми производителями добычи газа, поскольку в существующих условиях они не в состоянии выстраивать долгосрочную инвестиционную политику. А расширить финансовые возможности независимых производителей можно намного проще, не прибегая к удушающему ценовому приему на внутреннем рынке: за счет предоставления им возможности продавать часть своего газа на внешних рынках. При этом совершенно не обязательно нарушать принцип «единого экспортного канала», установленный «Законом об экспорте газа»: продавать газ может, как и прежде, ОАО «Газпром», но доходы от экспортных операций будут распределяться более равномерно.

Таким образом, никаких объективных оснований для увеличения тарифов на газ со стороны самой газовой отрасли не существует. Также остается совершенно неясным, кем, собственно, и на какие цели будут расходоваться полученные дополнительные доходы от продаж газа на внутреннем рынке.

На фоне увеличения темпов инфляции, начавшегося в середине прошлого года, такой рост тарифов на услуги естественных монополий будет опасен для экономики, т.к. неминуемо усилит инфляцию и может замедлить темпы роста ВВП.

Поражает укоренившееся в определенных кругах мнение, что если у нас будут цены, как в Европе, то и жить мы будем, как в Европе. Скорее наоборот – если мы в течение трех лет повысим тарифы до такого уровня, то мы никогда не будем жить, как в Европе. При таком росте тарифов планировать инфляцию ниже 12% бессмысленно: промышленность либо адекватно повысит цены на свою продукцию (причем, вероятно, сделает это заранее), что обесценит тарифно-привлеченные для реализации инвестиционных проектов средства, либо прекратит свое существование.

Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ

19 мая 2008 года