Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Влияние эффективности управления подвижным составом и изменения его технико-экономических характеристик на уровень цен грузовых вагонов

Пресс-релиз от 28 апреля 2011 года

27 апреля 2011 года руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Влияние эффективности управления подвижным составом и изменения его технико-экономических характеристик на уровень цен грузовых вагонов» на 16-й Международной выставке и конференции по грузоперевозкам, транспорту и логистике «ТрансРоссия 2011».

В своем докладе Владимир Савчук рассказал про методологию оценки стоимости жизненного цикла (СЖЦ). Как известно, она применяется в ценообразовании для определения индикативной цены на новые (инновационные) модели подвижного состава на основе их технических, эксплуатационных и экономических характеристик. Расчеты проводятся на основе данных уже эксплуатирующихся моделей аналогов. Покупателю эта методология помогает принять обоснованное решение о целесообразности приобретения новых моделей подвижного состава по определённой цене. Производитель, в свою очередь, имеет возможность определиться с целесообразностью разработки и производства новых моделей подвижного состава и выяснить уровень конкурентоспособных цен реализации.

Разработанная ИПЕМ на основе методологии СЖЦ экономико-математическая модель позволяет вычислять диапазон цен новой модели подвижного состава (цену безразличия при равенстве накопленной чистой дисконтированной стоимости на последний год эксплуатации вагона и предельную цену при условии равенства сроков окупаемости), имея только эксплуатационные характеристики новой модели до того, как производитель продекларирует свою цену коммерческого предложения. Модель позволяет анализировать зависимость изменения эксплуатационных и технических параметров моделей подвижного состава на стоимость жизненного цикла вагона и сроки его окупаемости.

Так, если цена коммерческого предложения равна цене безразличия весь экономический эффект от внедрения новой модели подвижного состава достаётся производителю. Если цена коммерческого предложения равна предельной цене весь экономический эффект достаётся потребителю. Однако при этом производитель может иметь прибыль от производства новой модели подвижного состава.

Если цена коммерческого предложения производителя находится в диапазоне между ценой безразличия и предельной ценой, то экономический эффект от внедрения новой модели ПС делится между производителем и потребителем.

Но, несмотря на неоспоримые достоинства данной методологии, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие ее широкому применению.

Среди них можно выделить методологические: необходимость адекватного моделирования экономических условий эксплуатации грузовых вагонов; необходимость применения единых подходов к оценке стоимости простоев при проведении плановых и неплановых видов ремонтов; вопросы сопряжения сроков эксплуатации при сравнении моделей вагонов с различным назначенным сроком службы; определение размера ставки дисконтирования и т.д. Решение данных проблем находится в постоянном фокусе внимания Комиссии по ценообразованию Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники».

Докладчик рассказал, что разработанная специалистами Института модель учитывает изменение срока службы вагона, его грузоподъемность, частоту и ожидаемую стоимость ремонтов как плановых, так и внеплановых и ряд других параметров. С целью наиболее точной имитации реальных условий эксплуатации были выбраны условные маршруты, грузы, рассчитаны тарифные условия. Эта модель была использована для проведения исследования влияния технических характеристик полувагона и эксплуатационных показателей на уровень лимитной цены

Применение методологии оценки стоимости жизненного цикла на подвижной состав, технически сложные системы и комплектующие позволяет получить инструмент оценки целесообразности разработки и внедрения инновационных решений на железнодорожном транспорте, а также определять направления улучшения отдельных технических и эксплуатационных характеристик для повышения эффективности железнодорожного транспорта.