Новости ИПЕМ - Машиностроение

Оценка стоимости жизненного цикла как инструмент продвижения инноваций на железнодорожном транспорте

Пресс-релиз от 19 марта 2010 года

Вчера руководитель отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василий Тиматков выступил с докладом «Оценка стоимости жизненного цикла как инструмент продвижения инноваций на железнодорожном транспорте» на III Транспортном конгрессе - 2010.

Василий Тиматков рассказал, что сложившаяся система ценообразования на железнодорожную технику, основанная на принципе «издержки плюс», является одним из сдерживающих факторов для инновационного развития транспортного машиностроения. Основные негативные моменты такой системы ценообразования заключаются в отсутствии у производителя стимула повышать качество производимой продукции, и фиксированной рентабельности производства, которая ограничивает инвестиционные возможности производителей по финансированию НИОКР и модернизации производства. В свою очередь, у потребителей нет возможности проверить реальную себестоимость.

Поскольку такая ситуация не удовлетворяет ни потребителей, ни производителей, в рамках НП «ОПЖТ» ведется работа по внедрению системы ценообразования на основе оценки стоимости жизненного цикла, которая должна будет ликвидировать указанные недостатки.

При определении цены на новые модели железнодорожной техники рассчитывается экономический эффект от использования новой техники на протяжении всего назначенного срока службы. Эффект определяется как разница между дополнительными доходами и дополнительными расходами, которые возникают у потребителя при выборе новой модели техники. При таком подходе величина экономического эффекта определяет верхний предел возможной прибавки к цене старых видов техники, находящихся в эксплуатации.

Для отработки методики были выполнены пробные расчеты цены на различные виды подвижного состава и крупные узлы в его составе. Одним из последних расчетов стало определение цены на тележки для грузовых вагонов модификации 18-9810, исходя из её сравнения с тележкой модификации 18-100, которой в настоящее время оснащено более 85% грузовых вагонов. Данные для расчетов были предоставлены Тихвинским вагоностроительным заводом.

Стоимость ремонта и обслуживания тележки 18-100 в течение жизненного цикла составила около 1,3 млн рублей на вагон, для тележки 18-9810 - 300 тыс. рублей на вагон. При условии предоставления 4-х летней гарантии, при которой все ремонты тележки и обточку колес первые четыре года оплачивает производитель тележки, экономический эффект от перехода на новую модель составляет 650 тыс. рублей. Это означает, что при цене на комплект из двух тележек модификации 18-100 в 850 тыс. рублей, лимитная цена на комплект тележек 18-9810 составит 1,5 млн рублей, а цена при равном распределении экономического эффекта между производителем и потребителем - 1 180 тыс. рублей

Эксперт ИПЕМ отметил, что абсолютно строгий учет всех тонкостей и особенностей, которые присущи не только конкретным моделям железнодорожной техники, но и её потребителям, вряд ли возможен, да и нецелесообразен. Поэтому при подобных расчетах факторы, имеющие пренебрежимо малый вклад в результат расчета, опускаются. Например, в расчете с тележкой было сделано допущение о равенстве доходной базы вагона на новых и на старых тележках, хотя в действительности вагон на новых тележках будет генерировать несколько бо́льший доход, поскольку меньше времени проводит в ремонте.

В конечном итоге, даже после уточнения всех деталей и исходных данных для расчета, его результат должен рассматриваться лишь как ориентир. Методика оценки стоимости жизненного цикла предполагает выполнение анализа чувствительности расчетной цены к изменению тех или иных входных параметров - ставки дисконтирования, величины различных составляющих расходной части и т.д. Наиболее значимые технико-эксплуатационные параметры техники, порядок их измерения и контроля должны фиксироваться в договоре, с тем, чтобы в процессе эксплуатации любые отклонения таких параметров от заявленных можно было однозначно отнести на вину производителя, потребителя или иное лицо.

Принимая во внимание все изложенное выше, Василий Тиматков заключает, что методика оценки стоимости жизненного цикла представляется важным инструментом в ценообразовании на железнодорожную технику, позволяя сравнивать экономическую эффективность использования различных моделей техники и определять наиболее чувствительные с точки зрения экономического эффекта параметры. Более того, в определенных случаях методика позволяет определить разумный предел инвестирования в новые виды техники.