Новости ИПЕМ - Машиностроение

Совершенствование методики ценообразования на железнодорожную технику

Пресс-релиз от 17 февраля 2010 года

16 февраля на совместном заседании Комиссии по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику, Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов НП «ОПЖТ» Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил пример практического применения методики ценообразования на новую железнодорожную технику.

Современные требования к производителям железнодорожной техники предполагают создание инновационных технических средств, которые обеспечат как снижение себестоимости производства техники, так и удешевление ее эксплуатации. Принятая в апреле 2009 года Хартия о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов предусматривает совершенствование процесса ценообразования на выпускаемую продукцию, в т.ч. и переход до 2011 года с затратного метода формирования цены новых видов железнодорожной техники на метод определения цены исходя из стоимости ее жизненного цикла.

Методология оценки стоимости жизненного цикла, предлагаемая ИПЕМ, может использоваться не только для оценки инновационных целостных продуктов железнодорожного машиностроения (вагонов, тепловозов и т.д.), но и для отдельных компонентов и сложных систем, например, тележка для грузового вагона.

В данном случае методика была применена для сравнительного расчета экономической эффективности двух тележек для грузовых вагонов - отечественной модели 18-100 и модели 18-9810, созданной на основе тележки Barber, с осевой нагрузкой 23,5 тс. Тележка модели 18-9810, выпуск которой готовит Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), рассматривается как альтернатива отечественной модели 18-100, производящейся несколько десятилетий, которой в настоящее время оснащены 85% грузовых вагонов в России.  

Согласно расчетам, общая стоимость владения для тележки Barber S-2-R меньше на 58%, т.е. вагоны будут в два раза экономичней. Интегральный экономический эффект от использования тележки типа Barber S-2-R заключается более чем в двукратном увеличении пробега  колёсных пар, уменьшении частоты и объемов регламентных работ, снижении количества отцепок в текущий отцепочный ремонт и простоя вагонов за счёт увеличения надёжности узлов и деталей. По словам директора Торгового дома Тихвинского вагоностроительного завода Максима Куземченко, такие показатели стали возможны благодаря тому, что при проектировании тележки в конструкцию были заложены параметры надежности, при сохранении простоты традиционной трехэлементной конструкции. По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Олега Трудова, проведенные расчеты наглядно демонстрируют преимущества использования метода определения лимитной цены продукта на основе оценки стоимости его жизненного цикла, так как учитывают множество факторов,  остающихся за кадром при затратном способе формирования цены, например, такие как увеличение межремонтного пробега, снижение затрат на эксплуатационное обслуживание, увеличении срока службы и др. Кроме ценообразования, использованная методология оценки стоимости жизненного цикла может быть использована собственниками для принятия решения о выборе лучшего с экономической точки зрения продукта.