Новости ИПЕМ - Машиностроение

Применение методологии оценки стоимости жизненного цикла при закупках подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта приведет к изменению отношений между производителями и потребителями

Пресс-релиз от 16 сентября 2008 года

Сегодня эксперт-аналитик отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Константин Кострикин выступил с докладом «Оценка стоимости жизненного цикла как экономический стимул для производителей к улучшению качества продукции» на II Международной конференции «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты», которая прошла в отеле «Ренессанс» в Москве.

В своем докладе Константин Кострикин отметил, что затратные методы ценообразования по принципу «издержки плюс» не стимулируют производителей улучшать качество и повышать производительность продукции.

В мировой практике все более широкое применение получает методология оценки стоимости жизненного цикла (СЖЦ), которая представляет собой формирование бизнес-плана приобретения и эксплуатации технического изделия (или группы изделий), охватывающего весь срок эксплуатации. Методология СЖЦ широко применяется для оценки целесообразности применения более производительного оборудования, выбора вариантов модернизации технических систем и других инновационных мероприятий. Для применения этой методики на железнодорожном транспорте распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2007 года № 2459р утверждена «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта».

Эксперт ИПЕМ отметил, что в принятой методике предусмотрена периодическая корректировка по мере накопления и обобщения опыта её применения на практике. Предусмотрена разработка методических рекомендаций, отражающих способы оценки составляющих стоимости жизненного цикла, перечень условий и допущений, используемых для прогнозирования, рекомендуемые формы исходных данных и результатов расчета, примеры расчета СЖЦ и лимитных цен. По мнению Константина Кострикина, это говорит о том, что создается научно обоснованная система ценообразования на продукцию отрасли.

Однако, для того, чтобы новая система ценообразования начала эффективно функционировать, необходимо решить проблему достоверности прогнозирования будущих эксплуатационных расходов на новую технику, не имеющую аналогов. Основным противоречием в данной ситуации является то, что будущие расходы прогнозирует производитель, а осуществляют или ремонтные подразделения ОАО «РЖД», или независимые ремонтные предприятия. В данной ситуации необходим принципиально новый подход к взаимоотношениям между производителями и потребителями.

Производители должны получать всю информацию о режимах эксплуатации техники и обо всех работах, выполненных с ней. Для этого необходимо разработать детальные регламенты проведения технического обслуживания и ремонтов, требования к оснащению и квалификации персонала, занятого на ремонтно-эксплуатационных работах. В перспективе — система добровольной сертификации должна распространиться на эксплуатационные и ремонтные подразделения организаций железнодорожного транспорта. Также необходимо подготовить формы и процедуры ведения электронных паспортов на технику, ключевые узлы и агрегаты, протоколы передачи информации от эксплуатирующих организаций производителям.

По мнению Константина Кострикина, решение этих задач позволит повысить достоверность прогнозирования эксплуатационных расходов и устранить субъективные факторы при определении стоимости подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта.