Новости ИПЕМ - Машиностроение

Российским энергомашиностроителям необходима помощь в борьбе с китайской машиной господдержки

Пресс-релиз от 3 апреля 2008 года

Вчера руководитель отдела исследований машиностроительных отраслей Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Василий Тиматков выступил с докладом «Причины и риски прихода китайских производителей на российский рынок основного энергетического оборудования» на VI Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке».

Как рассказал Василий Тиматков, в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предусматриваются темпы прироста потребления электроэнергии на уровне 4,1% в базовом варианте и 5,2% в максимальном. Однако за последние семь лет средний прирост потребления электроэнергии составил лишь 2,15% в год.

Если заложенные в Генсхеме темпы роста электроэнергетики будут реализованы, то страна получит избыточный парк генерации, низкий коэффициент использования установленной мощности, высокие издержки и в конечном итоге рост тарифов.

При этом публичные комментарии к Генсхеме, как правило, сопровождается достаточно спорными заявлениями о неспособности российского энергетического машиностроения покрыть перспективный спрос. Если исходить из того, что прогнозы избыточны, то получается, что машиностроителям и не нужно производить оборудование в заявленном объеме. Но в итоге, на основании завышенных потребностей, звучат заявления о необходимости импорта даже давно освоенного российскими производителями оборудования. И в эту нишу уже начинают приходить китайские производители, которые пользуются мощнейшей государственной поддержкой у себя на родине, в большинстве случаев это проникновение осуществляется за счет демпинга.

По мнению эксперта ИПЕМ, российские энергомашиностроители не могут самостоятельно бороться с государственной системой поддержки промышленности Китая. Именно из-за ценового преимущества при проведении конкурса на строительство двух энергоблоков по 660 МВт на Троицкой ГРЭС победила заявка, предусматривающая комплектацию энергоблоков котлами, турбинами и генераторами китайского производства. Причем ценовое преимущество было столь значительным, что перевесило допущенные в заявке нарушения требований технического задания.

Эксперт ИПЕМ выразил опасение, что приход китайских производителей приведёт к сокращению заказов для российского энергетического машиностроения, а без опоры на внутренний рынок его дальнейшее развитие будет сильно затруднено.

Продолжая доклад, Василий Тиматков сказал, что никто не предлагает закрывать внутренний рынок для зарубежных производителей. Но, учитывая, что в отношении китайских товаров идут сотни антидемпинговых расследований по всему миру, возможно такие же процессы следует проводить и в России, в том числе в энергомашиностроении.

Кроме того, использование китайского оборудования может привести к проблемам и у генерирующих компаний. Ведь оборудование рассчитано на эксплуатацию в течение десятков лет, оно требует регулярного проведения сервисных работ, ремонтов, поставок различных узлов. Непонятно, смогут ли китайские производители обеспечить поставленное оборудование доступным по цене сервисом и запчастями. Эксперт считает, что для снижения возможных рисков необходимо переходить от тендерной системы «генподряд под ключ» к системе «генподряд плюс сопровождение жизненного цикла». Учет полной стоимости жизненного цикла объектов генерации облегчит российским производителям конкуренцию с западными компаниями, у которых сервисное обслуживание традиционно является дорогим. Возможно, для ускорения этого процесса необходимо создать соответствующую нормативно-правовую базу.

Отдельно эксперт ИПЕМ рассмотрел инновационные проекты. Создание экспериментальных электростанций всегда обходится намного дороже, чем традиционных. РАО «ЕЭС России» имело достаточные финансовые и организационные возможности для реализации таких проектов, однако после реформы генерирующие компании в силу меньшего масштаба не спешат с реализацией подобных проектов. Для решения этой проблемы следует обратиться к зарубежному опыту, где инновационные проекты реализуются при совместном финансировании производителей оборудования, энергетических компаний и государства в лице фондов и банков, причем инициатива зачастую исходит именно от государственных органов. По мнению Василия Тиматкова, такой опыт необходимо перенимать, поскольку в рамках существующей тендерной системы пилотные образцы российских производителей практически не имеют шансов ни против предложений мировых лидеров, производящих более качественное, но дорогое оборудование, ни против экспериментальных изделий китайских производителей, которые за счет государственной поддержки могут предложить более низкую цену.