Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Необходимо сформировать систему долгосрочного государственного стратегического управления в России

Пресс-релиз от 23 апреля 2008 года 

Сегодня руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Дает ли стратегия развития железнодорожного транспорта надежные сигналы бизнес-сообществу?» на конференции «ТрансРоссия -2008».

В своём докладе Владимир Савчук рассказал, что в настоящий момент разработка долгосрочных стратегий развития федерального уровня происходит в произвольном порядке. По его мнению, первоначально должна разрабатываться Концепция долгосрочного развития страны, затем стратегии инфраструктурных отраслей, отраслевые стратегии и т.д.

Кроме того, существующие стратегии, считает Владимир Савчук, не дают четких ориентиров бизнесу, который выстраивает свои стратегии развития в соответствии с действиями государства (планами мероприятий по реализации отраслевых стратегий, федеральными целевыми программами, обеспечением финансовыми источниками, в том числе государственными, наличием долгосрочного подтвержденного заказа и т.д.). В области железнодорожного транспорта программные документы недостаточно четко определяют, где будут построены новые железнодорожные линии, когда и какие именно. Финансирование строительства значительной части линий запланировано из Инвестиционного фонда, размер которого ограничен. Также остается под вопросом реализуемость планов по увеличению грузовой базы. Например, совершенно непонятно, в какой степени будут выполнены планы по увеличению доли угольной генерации в электроэнергетике, что напрямую влияет на объемы перевозок энергетических углей. Кроме того, частным операторам подвижного состава непонятны перспективы достижения запланированных темпов роста объемов перевозок по видам грузов. Соответственно, сложно ориентироваться в размерах необходимых инвестиций в потребный парк грузовых вагонов, локомотивов, прогнозировать сроки окупаемости таких проектов.

Эксперт ИПЕМ рассказал, что разработка Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. – это попытка комплексной систематизации проблем отрасли и путей их решения. Одобренный Правительством РФ проект Стратегии является первой попыткой формирования долгосрочной стратегии развития инфраструктурной отрасли экономики. Стратегия сбалансирована на момент разработки с большинством других стратегий этого уровня. Кроме того, в прогнозной части предпринята попытка описания целевого состояния экономики и обеспечения ее роста железнодорожными транспортными ресурсами. Однако пока не очень понятно, как она будет реализовываться. В частности сохраняется один из главных рисков ее реализации – недостаток финансирования.

Эксперт обратил внимание на то, что в проекте ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» запланировано иное соотношение источников финансирования строительства новых железнодорожных линий, чем в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. В ФЦП предполагается увеличение доли частного капитала (включая ОАО «РЖД») с 27% до 70% и снижение доли финансирования Российской Федерацией и субъектами РФ с 59% до 25%. По мнению Владимира Савчука, такие объемы финансирования могут быть неподъемны для частного бизнеса.

В результате существует риск, что Инветсфонда не хватит на все отраслевые проекты, а вместе с недостатком частных инвестиций темпы роста протяженности магистральной сети могут снизиться. Что приведет к замедлению темпов развития всего железнодорожного транспорта.

В качестве способов решения проблемы Владимир Савчук предложил сформировать систему долгосрочного государственного стратегического управления в России, предусмотреть увеличение доли финансирования инфраструктурных проектов из средств Российской Федерации, в частности, при строительстве новых железнодорожных линий. В качестве дополнительной меры он предложил более широко привлекать к обсуждению стратегий долгосрочного развития и планов мероприятий по их реализации экспертов и представителей крупных бизнес-структур.