Новости ИПЕМ - Машиностроение

Решение системных проблем машиностроительных отраслей должно осуществляться в рамках реализации государственной промышленной политики

Пресс-релиз от 16 сентября 2008 года 

Сегодня Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом «Глобальные угрозы реализации стратегии развития транспортного машиностроения» на II Международной конференции «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты», которая прошла в отеле «Ренессанс» в Москве.

В своем докладе Юрий Саакян рассказал об основных факторах, которые негативно влияют на развитие транспортного машиностроения в России.

За последний год, в мировой и отечественной экономике произошел ряд негативных изменений: выросла инфляция, а также цены на энергоносители и сырьевые товары. Существенно сократился объем предложения и условия привлечения инвестиционных ресурсов. Эти негативные процессы во многом повлияли и на российское транспортное машиностроение. Все эти факторы снижают конкурентные преимущества отечественных производителей, замедляет темпы развития и создает угрозы для реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта.

Часть рисков, связанных с макроэкономическими факторами, предприятиям отрасли придется взять на себя, часть целесообразно компенсировать системными мероприятиями, осуществляемыми органами власти.

Генеральный директор ИПЕМ считает, что в сложившихся условиях со стороны государства целесообразно системно подходить к решению общих проблем машиностроительных отраслей промышленности. К этим проблемам относятся, в первую очередь: модернизация и техническое перевооружение предприятий, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, кадровое обеспечение промышленных предприятий.Проблемы модернизации и технического перевооружения предприятий, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий являются следствием длительного периода недоинвестирования. В текущей ситуации, по мнению Генерального директора ИПЕМ, необходима государственная поддержка долгосрочных программ обновления технологической базы машиностроительных заводов, в частности льготное кредитование, возмещение части процентных ставок по кредитам, поддержка лизинга технологического оборудования.Проблема кадрового обеспечения к настоящему моменту приобрела системный характер и сдерживает темпы развития промышленности. Решение этой проблемы, считает Юрий Саакян, может заключаться в пролонгации на переходный период прежней системы подготовки ключевых инженерных кадров до полного становления системы двухступенчатого высшего образования. Так же, по его мнению, должен быть разработан механизм участия государства в создании системы профессиональных стандартов, необходимых для разработки Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования и программ обучения в системе дополнительного профессионального образования.

В заключение Юрий Саакян сказал, что решение таких проблем выходит за рамки отраслевых стратегий развития и должно осуществляться в рамках реализации государственной промышленной политики. Используя инструменты государственной промышленной политики и институты развития, государство в состоянии значительно снизить риски машиностроительных предприятий, связанные с глобальными экономическими процессами и неблагоприятной макроэкономической средой.