Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Железнодорожное сообщество считает необходимым произвести оценку результатов и дальнейших планов реформы железнодорожного транспорта

Пресс-релиз от 23 сентября 2008 года

18 сентября 2008 года Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) провел в Москве в гостинице «Мариотт Гранд Отель» экспертный круглый стол на тему «Общественная полезность и экономическая целесообразность разделения рынка железнодорожных перевозок грузов между национальным (ОАО «РЖД») и частными перевозчиками». В обсуждении приняли участие представители экспертного сообщества, которые на протяжении долгого времени занимались как подготовкой и проведением структурной реформы железнодорожного транспорта, так и оценкой результатов ее исполнения.

В результате всестороннего обсуждения проблематики круглого стола эксперты пришли к выводу, что промежуточные результаты реформы железнодорожного транспорта не могут трактоваться как однозначно положительные.

Участники круглого стола констатировали, что до настоящего времени не проводился анализ промежуточных итогов реформы на основе расчета совокупного эффекта для экономики страны, не осуществляется оценка рисков принимаемых в рамках реформы решений. Отсутствие объективных расчетных данных о результатах развития ключевых сегментов железнодорожного транспорта в условиях реформы приводит к тому, что экспертное сообщество не может выработать единую оценку ее результатов.

Так, по мнению собравшихся, тенденция к увеличению количества грузовых операторов, работающих в системе железных дорог России, приводит к увеличению совокупных издержек и вызывает затруднения в логистическом обслуживании движения грузовых вагонов. Это связано с тем, что небольшие частные компании не ведут работу по планированию перемещения своего подвижного состава. При этом оценка эффективности железнодорожного транспорта в целом в настоящее время в России не производится.

Эксперты считают, что необходимо проведение тщательных и всесторонних расчетов результатов реформы с использованием различных методик и с учетом международного опыта проведения структурных реформ. Крайне важно при этом привлечь к обсуждению широкий круг специалистов – сторонников самых различных точек зрения на будущее железнодорожного транспорта.

Участники сошлись во мнении, что главной целью преобразований на железнодорожном транспорте должно быть обеспечение устойчивого и эффективного развития отрасли. По их мнению, верно избранная стратегия реформы способна в обозримые сроки обеспечить решение самых насущных проблем железнодорожного хозяйства.