Новости ИПЕМ - Машиностроение

Без государственной промышленной политики и системы господдержки машиностроение не сможет нормально развиваться в условиях глобальной конкуренции

Пресс-релиз от 25 сентября 2008 года

Вчера Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом «Промышленная политика РФ как инструмент поддержки отечественного машиностроения» на конференции «Стратегические задачи модернизации и основные направления развития машиностроения Среднего Урала как важного звена машиностроительного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», которая прошла в Доме Правительства Свердловской области в Екатеринбурге.

В начале своего доклада Юрий Саакян напомнил, что промышленная политика – это система взглядов, целей и методов их достижения, которых государство придерживается и которые реализует в отношении промышленности. Промышленную политику можно условно подразделить на три уровня – общепромышленную, отраслевую и проектную. До настоящего времени активная промышленная политика проводилась только на двух нижних уровнях. При этом не было сформировано общегосударственное видение целевого состояния промышленности на длительную перспективу. Лишь одна из стратегических задач была более или менее сформулирована: необходимость переноса центра тяжести российской экономики из сырьевого сектора промышленности в обрабатывающий, но так и не получила дальнейшей конкретизации.

Различные сектора машиностроения имеют схожие проблемы: высокий износ оборудования, отсутствие современных технологий, отсутствие долгосрочных контрактов, отсутствие «длинных и дешевых» денег, дефицит кадров и пр. Во многих отраслевых стратегиях сформированы схожие меры по их решению. В этой связи целесообразно на общепромышленном уровне разработать пакет мер, общий для всех секторов машиностроения.

В настоящий момент промышленная политика в машиностроении в основном выражается в разработке отраслевых стратегий развития. Такой подход предполагает, что после решения указанного комплекса проблем посредством различных мер поддержки и «пуско-наладочных» мероприятий со стороны государства, задача по созданию устойчиво развивающегося и конкурентоспособного в глобальном масштабе машиностроения будет решена.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что в развитых и во многих развивающихся странах господдержка, являясь частью промышленной политики, оказывается на постоянной основе. И даже самые развитые страны в случае отказа от этого принципа резко теряли свои позиции на мировом рынке.

Вступление России в ВТО во многом стимулировалось развитыми странами, которые стремились заставить российскую промышленность конкурировать на равных с промышленными гигантами развитых стран. Но их промышленность не пострадала от кризиса в 90-х годах, поэтому мы заведомо ставились в невыгодные условия. Теперь, когда процесс вступления в ВТО приостановлен, необходимо сделать ревизию принятых мер в области развития промышленности, и скорректировать их с учетом отказа от добровольных обязательств. Следует отметить, что Китаю даже членство в ВТО не мешает оказывать серьезную государственную поддержку своим производителям.

Положительной тенденцией является разрабатываемый в настоящее время законопроект «О развитии промышленности». В рамках этой работы есть реальная возможность воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы взвешенно и всесторонне подойти к разработке целей, задач, принципов и инструментов промышленной политики.

В связи с этим Институт проблем естественных монополий предлагает: