Новости ИПЕМ - Машиностроение

Энергомашиностроители и энергетики обсудили меры господдержки энергетического машиностроения и выполнения инвестиционных программ в области электроэнергетики

Пресс-релиз от 21 ноября 2008 года

Вчера на совместном заседании Комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России и Некоммерческого партнерства «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом, посвященным подготовленному ИПЕМ перечню основных мер поддержки энергомашиностроительной отрасли в период финансового кризиса. В заседании приняли участие председатель Комитета Кирилл Комаров, председатель наблюдательного совета НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Михаил Слободин, руководители оптовых и территориальных генерирующих компаний, а также ведущих предприятий энергетического машиностроения.

Промышленный сектор экономики сегодня как никогда нуждается в помощи. И именно сейчас, по мнению Юрия Саакяна, отдача от этой помощи может оказаться максимальной. У государства есть возможность простимулировать генерирующие компании к большей кооперации с отечественными производителями оборудования: энергетикам нужны средства на выполнение инвестиционных программ, и эти средства могут быть им выданы в виде льготных кредитов на закупку российского энергетического оборудования. При этом должны быть определены критерии по степени комплектации производимого в России оборудования зарубежными узлами и компонентами, превышение которой не позволит относить данное оборудование к российскому.

Эта мера повлечет за собой резкое увеличение спроса на продукцию российского энергетического машиностроения, к которому производители могут оказаться не вполне готовы. Банковские кредиты на модернизацию производства в ближайшие годы вряд ли будут кому-либо доступны, следовательно, средства под проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей компаниям энергетического машиностроения на приемлемых условиях сможет предоставить только государство.

Чтобы обеспечить выполнение внутреннего заказа, энергомашиностроителям также понадобится освоить выпуск новых образцов оборудования, отмечает руководитель ИПЕМ. Во всем мире, даже не в кризисных условиях, новые образцы разрабатываются при финансовой поддержке государства и генерирующих компаний. А вход на рынок осуществляется путем создания пилотных проектов - полномасштабных демонстрационных энергоблоков на базе нового оборудования. Создание пилотных проектов обходится очень дорого, и либо окупается за 10-20 лет, либо не окупается вовсе, поэтому эти риски, как правило, берет на себя государство - ради развития отрасли. В России в силу накопленного технологического отставания от мировых лидеров энергомашиностроения назрела критическая необходимость государственной поддержки опытно-конструкторских разработок и создания пилотных проектов (включая вопросы предоставления экспериментальных площадок, а также вопросы долевого финансирования таких проектов через государственные институты развития совместно с производителями и потребителями энергетического оборудования).

Кроме того, по словам Юрия Саакяна, необходимо унифицировать энергетическое оборудование, запланированное к применению в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. В настоящий момент Генсхема предусматривает строительство 48 разных типов тепловых энергоблоков, что, в свою очередь, подразумевает использование 46 разных типов турбин. Столь высокое разнообразие неизбежно означает неоправданно высокий уровень затрат на всех стадиях жизни энергоблока - проектировании, создании и эксплуатации. В случае повышения степени унификации до 11 типовых энергоблоков, предусмотренных концептуальными разработками РАО «ЕЭС России», перспектива охватить государственной поддержкой все необходимые пилотные проекты станет абсолютно реальной.

Еще одна мера, которая позволит российской энергомашиностроительной отрасли сократить отставание от западных производителей - использование таможенно-тарифных мер регулирования для стимулирования ввоза в Россию не готовой продукции, а технологий и производств передового энергетического оборудования. Китаю и Бразилии за счет подобных действий удалось мотивировать мировых технологических лидеров не только к передаче современных технологий, но и к созданию экспортно-ориентированных наукоемких производств на своей территории. Чтобы эта практика была успешно реализована применительно к российскому энергомашиностроению, необходимо временно снизить до нуля ставку ввозных таможенных пошлин на не имеющие российских аналогов комплектующие для энергетического оборудования. Кроме того, необходимо установить ставку ввозных таможенных пошлин на энергетическое оборудование, аналоги которого производятся в нашей стране, на уровне, эффективно стимулирующем потребление российской продукции вместо импортной.

Эти и другие меры, по мнению генерального директора ИПЕМ, позволят предприятиям российского энергетического машиностроения обеспечить выполнение крупного заказа электроэнергетических компаний, при этом модернизировав свои производственные линии и освоив выпуск принципиально новых видов продукции, а российской электроэнергетике - осуществить коренное обновление основных фондов, сохраняя электроэнергетическую безопасность страны на должном уровне.