Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Экспертное мнение: О влиянии девальвации рубля на транспортный сектор

Девальвация рубля оказывает слабое прямое влияние на стоимость услуг на железнодорожном транспорте, ведь в основном расчеты за железнодорожные перевозки осуществляются в рублях, а ресурсы, потребляемые железными дорогами, тоже в основном исчисляются в рублевом эквиваленте. Конечно, изменение курса валют существенно сказалось на международных перевозках (транзитные перевозки, плата за проезд российских пассажирских поездов через территории сопредельных стран, перевозку грузов из/в Калининград сухопутным путем), которые оплачиваются в швейцарских франках (рубль к франку подешевел более, чем на 40%).

Но девальвация рубля, безусловно, влияет на структуру грузопотоков. От изменения курса валют выигрывают экспортеры грузов, рублевые доходы которых увеличиваются благодаря валютным поступлениям. То есть, при постоянной цене на сырьевые ресурсы в валюте экспортеры получают дополнительную прибыль в рублях. Следовательно, промышленные предприятия максимально стимулируют экспортные поставки.

Так, например, за 11 месяцев 2014 г. погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 4%, а в экспортном выросла на 8,4%. Погрузка зерна во внутреннем сообщении сократилась на 0,4%, а на экспорт увеличилась практически в два раза. Аналогичный рост экспортных поставок отмечается и по другим грузам.

В связи с тем, что по железной дороге на экспорт в основном перевозятся низкомаржинальные грузы (уголь, руды, лес), то это может привести к снижению доходной базы ОАО «РЖД» и железнодорожного транспорта в целом. Кроме того, экспортные перевозки сырья в России осуществляются на большие расстояния, что приводит к увеличению среднего расстояния перевозки. Так, за 10 месяцев 2014 г. расстояние перевозки в среднем составило 1 663 км (или на 102 км выше аналогичного периода прошлого года), что привело к сокращению доходной ставки компании на 5%. Ведь в тарифной системе на железнодорожном транспорте существует поправочный коэффициент, который существенно снижает стоимость перевозки грузов I класса (в основном, сырьевые грузы) на большие расстояния.

При сохранении текущих тенденций на валютном рынке можно ожидать повышения цен на ресурсы, расходуемые в железнодорожной отрасли (металлы, электроэнергия, топливо и прочее), что вызовет рост прямых затрат всех участников перевозочного процесса и негативно скажется на финансовом положении крупнейших железнодорожных компаний.  

   

Александр Поликарпов, заместитель руководителя
Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Для портала РЖД-Партнер, 19 декабря 2014 года