Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Главный риск при разработке стандартов транспортной доступности регионального уровня – неопределенность источников финансирования разработки и внедрения

Пресс-релиз от 15 апреля 2009 года

Вчера Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом на слушаниях Общественной палаты РФ «Стандарты транспортной доступности», которые прошли в Москве.

По мнению Юрия Саакяна, целесообразно, чтобы стандарты федерального уровня устанавливали минимально допустимый уровень транспортного обслуживания. При этом нужно установить требования к комплексности транспортных систем: там, где это обосновано, должны быть развиты городской электротранспорт, речной и другие виды транспорта.

На региональном уровне необходимо разработать индивидуальные стандарты с учетом развитости местных видов транспорта, которые не могут быть ниже минимально допустимых, установленных на федеральном уровне.

Один из главных рисков - неопределенность источников финансирования для разработки и реализации стандартов на региональном уровне. В дотационных регионах нахождение необходимых финансовых ресурсов будет затруднено. В связи с этим существует опасность, что регион при разработке собственных стандартов транспортной доступности будет исходить, прежде всего, из своих финансовых возможностей, при этом потребности пассажиров могут быть учтены не полностью.

Серьезной проблемой может стать организация межобластного и межсубъектного транспортного обслуживания - возможны сбои на стыках областей действия разных региональных стандартов. В результате в проблемных регионах роль государства в разработке и исполнении подобных стандартов может быть усилена. Например, на железнодорожном транспорте в пригородных перевозках ответственность за организацию межобластного сообщения распределяется между несколькими регионами. В случае их неравномерного финансового благополучия, могут возникнуть проблемы с финансированием деятельности перевозчиков со стороны регионов. Проблемы могут возникать и на стыках разных видов транспорта.

Для минимизации возможных проблем, по мнению Юрия Саакяна, при разработке стандартов уже сейчас необходимо задуматься о системе мониторинга и аудита исполнения стандартов. Кроме того в сфере стандартов транспортной доступности необходимо соблюсти принцип разделения зон ответственности между разработчиками, исполнителями и контролирующими органами.