Новости ИПЕМ - Машиностроение

Системной проблемой энергетического машиностроения России является разомкнутость цикла инновационного развития

Пресс-релиз от 21 апреля 2009 года

Вчера Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом «О стратегии развития энергомашиностроения» на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения при ФАС России, которое прошло в Москве.

Юрий Саакян рассказал, что Стратегия развития энергетического машиностроения была разработана по заказу Министерства промышленности и торговли РФ и в настоящее время находится на финальной стадии согласования.

Системной проблемой энергетического машиностроения, решение которой является целью данной стратегии, является разомкнутость цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в отрасль, в том числе в научные разработки.

В результате расформирования РАО «ЕЭС России» перестал существовать единый заказчик на продукцию энергомашиностроительной отрасли, а образовавшиеся генерирующие компании проводят самостоятельную политику выбора и закупки оборудования для своих проектов. Это привело к отсутствию взаимоувязанной политики развития между производителями энергетического оборудования и основным потребителем - электрогенерирующими компаниями.

Учитывая сложившуюся ситуацию в энергетическом машиностроении и мировой экономический кризис, мероприятия Стратегии разделены на два блока: первоочередные мероприятия и системные мероприятия по реализации Стратегии.

К первоочередным мерам поддержки энергетического машиностроения относятся: предоставление энергетическим компаниям льготных долгосрочных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, укомплектованных основным энергетическим оборудованием российского производства; поддержка компаний энергетического машиностроения путем предоставления льготных долгосрочных кредитов под проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей; государственная поддержка ОКР и проектов создания полномасштабных демонстрационных энергоблоков на новых образцах энергетического оборудования отечественной разработки; унификация энергетического оборудования; временное снижение ставок таможенных пошлин на ввоз оборудования и технологий, не имеющих аналогов в России, а также установление ставок таможенных пошлин на ввоз энергетического оборудования, производимого в России, на уровне 30%; в целях оптимизации налоговой нагрузки по уплате НДС предусмотрено внесение дополнения в Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» в виде включения в него полного перечня соответствующей продукции энергомашиностроения.

В свою очередь план системных мероприятий по реализации стратегии включает в себя меры по развитию внутреннего рынка, среди которых корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 с учетом интересов отечественных энергомашиностроителей и меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза в Российскую Федерацию современных технологий и производств. Для стимулирования развития внешнего рынка предлагается предоставлять иностранным контрагентам связанные кредиты на конкурентных по сравнению с принятыми в мировой практике условиях, а для отечественных производителей упростить процедуру привлечения финансирования для реализации экспортных контрактов.

Также в рамках реализации стратегии готовятся предложения по осуществлению первоочередных инвестиционных и инновационных проектов в области энергетического машиностроения, в том числе НИОКР с выходом на изготовление опытного образца, предполагается государственная поддержка долгосрочных программ обновления технологической базы заводов энергетического машиностроения и разработка, утверждение государственной технической политики в электроэнергетике.