Публикации - ТЭК

Перезагрузку отношений Россия и Турция закрепят договором

Наметившееся потепление между Москвой и Анкарой может вылиться в нечто более конкретное, чем просто разговоры. Как стало известно Лайфу, перезагрузка российско-турецких отношений может закончиться подписанием договора о масштабной программе сотрудничества между двумя странами. Эти идеи могли быть реализованы и раньше, но, как часто бывает, в экономику вмешалась политика.

Москва и Анкара начали переговоры по программе сотрудничества еще в 2014 году, но в ноябре 2015-го, после того, как турецкий F-16 cбил российский бомбардировщик Су-24 в небе над границей с Сирией, проект был заморожен. Теперь стороны находятся в шаге от логического завершения ранее намеченных планов.

Как стало известно Лайфу, правительства двух стран должны одобрить проект "Среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турции на 2016-2019 годы" (есть в распоряжении редакции) после встречи президентов двух государств - Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, - намеченной на 9 августа.

Если говорить о "новинках", содержащихся в самой свежей редакции документа, которую и готовятся подписать две страны (есть в распоряжении Лайфа), компании двух стран планируют начать совместную добычу трудноизвлекаемого угля и искомпаемой древесины (так называемых лигнитов). Речь идет как о новых, так и о модернизации уже действующих двусторонних объектов. 

Впрочем, пока не ясно, что именно имеет в виду Минэкономики, разработавшее документ, - идет ли речь о проектах на территории России или же Турции. Программа пока на согласовании с рядом ведомств. В Минэнерго ее изучают и не готовы комментировать, сообщил его представитель.

Лайф попытался получить комментарии у крупнейших отечественных игроков угольного рынка. Но никто из них не ответил ничего конкретного. У "Северстали" нет планов по созданию СП с турками, сообщили Лайфу в компании. Представители СУЭКа, ЕВРАЗа, "Мечела" и "Колмара" на запросы не ответили. До сих пор ни в официальных речах политиков, ни в пресс-релизах российских фирм совместная разработка угольных залежей не анонсировалась, сходятся во мнении собеседники.

- Как правило, турки всегда говорили с российскими угольщиками только с позиции покупателей, причем довольно крупных. Порядка четверти всего использующегося Турцией угля закупается из-за рубежа, треть этого объема привозят из России, - говорит заместитель директора угольного департамента Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. 

По данным российского института энергетических исследований, в 2013 году экспорт угля из России в Турцию превысил 5,4 млн т (это менее 10% от потребления угля в Турции).

Навряд ли речь идет о вложениях турков в российские активы, считают эксперты. Особой потребности в привлечении иностранного капитала у нас нет, отмечает Григорьев, куда важнее для наших угольщиков величина транспортных издержек и имеющихся ограничений пропускной способности железнодорожной и портовой инфраструктуры. Неплохие перспективы у российских экспортеров угля возникают, к примеру, в случае реализации новых проектов по строительству угольных ТЭС на черноморском побережье Турции или вблизи от него, говорит он. 

Пока, несмотря на сравнительно невысокие цены на уголь и перенасыщенность рынка, российский экспорт растет, замечает Григорьев, в прошлом году добыча увеличилась на 4% - до 372 млн тонн. Согласно политике развития отрасли на 2010-2030 годы, объемы добычи к 2020 году составят 400 млн тонн, а к 2030 году - 500 млн. 

- Скорее всего, ставка будет сделана именно на модернизацию уже действующей инфраструктуры - в Турции есть проблемы с безопасностью шахтеров, еще пару лет назад в стране произошло несколько трагедий на шахтах, - напоминает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. - Если модернизация произойдет, это позволит нарастить добычу. 

Не только уголь, но и авто

Москва и Анкара намерены укреплять взаимодействие и в области автомобилестроения, включая производство автокомпонентов и разработку механизмов консультаций по такому сотрудничеству, следует из проекта программы.

В Минпромторге не смогли предоставить оперативный комментарий о том, как будет функционировать консультационный механизм и какие автопроизодители и поставщики автокомпонентов с обеих сторон смогут в нем участвовать.

Близкий к АвтоВАЗу источник поприветствовал решение, заложенное в проекте программы, объяснив это тесными связями компании с турками:

- У нас, например, несколько турецких поставщиков запчастей. Наши российские поставщики покупают в Турции две тысячи деталей. 

В проекте программы также говорится о сотрудничестве в области индустриальных парков.

- Индустриальные парки в Турции - действительно очень организованные территории, функционирующие на высоком уровне. Там располагается большое количество промышленных компаний, выпускающих продукцию в самых разных отраслях. Сравнивая их с парками в России, имеет смысл признать, что прогресс в развитии парков в Турции чуть больше, чем в России, - сказал Лайфу Максим Паздников, директор по развитию, сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков России. - Страна занимается развитием своих промышленных зон в течение последних 40 лет. Вся ее промышленность развивалась за счет индустриальных парков. Если в Турции в парках сосредоточено 80% промышленности, то в России - не более 10%. 

По его словам, и турецкие парки в России, и промзоны в Турции могут быть местом развития новых производств. Если говорить об участии турецких компаний в организации парков в России, такой опыт есть. Индустриальный парк - "Александрова слобода" во Владимирской области, который создан турецкой компанией и изначально позиционировался как площадка для размещения турецких производств. Сегодня спектр его резидентов стал чуть шире, но изначально это турецкие инвестиции ("Сефа иншаат") в создание индустриального парка в России.

Туризм, торговля, энергетика

Также в программу закладывается развитие торговых отношений между странами. Стоит отметить, что только за пять месяцев действия российских санкций - с января по май этого года - внешнеторговый российско-турецкий оборот упал на 43% и составил $6,1 млрд. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба.

Тогда как еще до обострения ситуации, в сентябре 2015 года, на встрече Путина и Эрдогана была задана высокая планка - увеличить товарооборот к 2023 году до $100 млрд. Предусмотрена реализация таких проектов, как строительство газопровода "Турецкий поток" и турецкой атомной станции "Аккую". И хотя санкции не коснулись напрямую этих двух проектов, из-за ухудшения отношений их судьба оказалась под вопросом.

Программой предусмотрено и развитие туризма. В документе, в частности, идет речь о подготовке "Справочника туриста" на двух языках - русском и турецком. Он будет содержать действующие в странах правила. Также там будут прописаны права туриста. Здесь же опубликуют организации, в которые можно обратиться за помощью.

Наконец, в программе говорится о дальнейшей работе по переходу к расчетам между странами в нацвалютах.

- Турция - это один из немногих торговых партнеров России, в отношениях с которым наблюдается превышение импорта над экспортом без учета нефти и нефтепродуктов. То есть,несмотря на то, что мы привыкли видеть в Анкаре именно поставщика продуктов питания, овощей и фруктов, продукции легкой промышленности, эта страна в отношениях с Россией является, скорее, потребителем, и тем выгоднее будет восстановление торговых отношений для РФ, - говорит Гендиректор логистической компании Transitplus International ltd Дмитрий Портнягин.

Life.ru, 3 августа 2016 года