Публикации - Железнодорожный транспорт

Поднебесная опутает весь мир своими скоростными дорогами

Китайцы строят поезда для США, Европы и уже продвигают летающие магнитные вагоны

Китайцы построят в 2017 году завод для производства поездов для метро Бостона и Чикаго. Выход на рынок США с высокотехнологичным производством разрушает стереотипы о низком качестве азиатской промышленной продукции и дает возможность представить размеры всемирной производственной экспансии Поднебесной в будущем.

Китайская государственная железнодорожная корпорация CRRC Corp. поставит дополнительно 134 подвижных состава для метрополитена в Бостоне в североамериканском штате Массачусетс на сумму 270 млн долл. Это расширение заказа в рамках тендера на строительство красной и оранжевой веток метро Бостона стоимостью 567 млн долл., который китайцы выиграли в октябре 2014 года. Тогда планировалась поставка 284 поездов, но, как сообщила вчера китайская "Жэньминь жибао", теперь американцы получат в общей сложности 418 поездов, что позволит сократить интервалы в движении поездов с пяти до трех минут и перевозить дополнительно 10 тыс. пассажиров в час.

Американская транспортная администрация подчеркнула в своем заявлении, что поставщик является "квалифицированным производителем подвижных составов, которые отличаются высокой степенью безопасности и комфорта".

Пожалуй, этим контрактом окончательно закрывается история с шутками о качестве китайской продукции. Кроме того, специалисты отмечают еще один аспект исторической значимости этого контракта: теперь железнодорожное машиностроение КНР будет представлено на всех континентах.

Китайские ноу-хау в железнодорожной сфере пользуются доверием по всему миру: китайские рабочие проложили несколько линий в Африке, а в мае прошлого года договорились о строительстве железной дороги через всю бразильскую Амазонию. В 2016 году CRRC объявила также о планах поставить 846 метровагонов в Чикаго, около сотни в Таиланд, 76 - для метро в Дели и 56 дизельных локомотивов в Кению.

Поезда для рынка США СRRC будет производить на промышленной базе в массачусетском городе Спрингфилд, строительство которой началось еще в сентябре 2015 года, а окончание стройки планируется в 2017 году. Делать вагоны будут 150 человек.

Кстати, в конце прошлого года незамеченным прошло еще одно историческое событие. 28 декабря был сдан в эксплуатацию последний участок высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Шанхай-Куньмин, после чего в Китае, по сути, закончилось формирование сети ВСМ из восьми линий, пересекающих страну вдоль и поперек.

Китайцы уже внедрили новые виды техники для метрополитена. Одну из станций шанхайского метро с международным аэропортом с 2004 года связывает летающий магнитный поезд, который разгоняется до скорости 431 км/ч, а расстояние в 30 км проходит за 7 минут 20 секунд.

"Китайское транспортное машиностроение начало активно развиваться с 2004 года, когда был объявлен тендер на поставку 200 поездов для скоростного сообщения с условием локализации производства и активной кооперации с китайскими производителями. Из-за больших объемов заказов для мировых лидеров отрасли транспортного машиностроения оказалось выгодно осуществить максимальную передачу технологий, в том числе самых дорогостоящих и высокотехнологичных компонентов подвижного состава: тяговые преобразователи, трансформаторы, двигатели, тормозное оборудование, системы управления, - рассказал "НГ" главный эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Игорь Скок. -В результате были созданы совместные предприятия с такими лидировавшими тогда на рынке компаниями, как Bombardier, Alstom и Siemens. Таким образом, была проведена практически 100-процентная локализация производства.

"CRRC стал не только самым большим игроком на рынке мирового транспортного машиностроения (25%), но и одним из крупнейших промышленных предприятий мира. Даже по официальной версии цель объединения - усиление позиций Китая на мировом рынке транспортного машиностроения", - говорит Скок.

"Китай базе закупленных технологий развивает собственные, это уже не копирование, а полноценное инновационное развитие на конкурентных рынках", - сказал "НГ" первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский.

По мнению эксперта, конкурировать с такими гигантами китайской промышленности, как CRRC, крайне сложно: их ключевыми конкурентными преимуществами являются скорость работы, цена, а теперь еще качество и технологии. То, что китайская компания со своим производством вышла на рынок США, традиционно агрессивно защищающих собственное производство, позволяет судить о потенциале китайской технологической и производственной экспансии.

"Кроме США у них уже есть производство в Индии, других странах, ведутся переговоры о покупке активов в Чехии, в тесном сотрудничестве с местными техническими университетами открываются исследовательские и проектные институты в Великобритании, Германии, Таиланде и других странах. Таким образом они получают доступ к стремительному развитию своих технологий", - говорит Андриевский.

"Пока сложно предсказать развитие отношений США и КНР после прихода Трампа к власти, в них уже появилась определенная напряженность. Однако на работе CRRC в США это не должно отразиться. Китайская корпорация уже получила контракт и реализует свою производственную площадку для его выполнения, а это - дополнительные рабочие места для американцев, дополнительные поступления в экономику США", - уверен эксперт.

Независимая газета, 18 января 2017 года